Святитель Феофан Затворник     Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни         Содержание 1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих) 1 2. Слово на новый год (Что такое обновление?

Пустота в душе, смятение и томность сердечная ясно показывают, что там кроется обман и обольщение. Но что за несчас­тное у нас расслабление! Ясно сознаем, что мы в обмане, а не возымеем крепости отказаться от обычая жить в обмане, потому и словом, и делом гонимся за ложными удовольствиями при уве­ренности, что они для нас — крушение духа, даже с самим крушением духа.

Ложных наслаждений не вкушаем, от истинных отклоняемся и стоим, таким образом, в некоторой безотрадно неопре­деленной средине; кружимся и действуем по чье­му-то внушению, как орудия; жалуемся друг другу на такой порядок и все остаемся по-пре­жнему в нем. О Господи! Когда же наконец из­бавимся мы от ослепления! Соломон вдавался в удовольствия ложные, когда в себе самом но­сил источник истинных наслаждений — Богом дарованную мудрость; но, познавши опытно, что все на земле есть одно крушение духа, тотчас все оставил и опять обратился к истине.

Позво­лим, братие, и о себе надеяться, что в нас ослеп­ление только отчасти, только на время. Господь милосердый не попустит нам навсегда оставать­ся в сем дыме, в сем чаду и опьянении чувствен­ном. Пробудимся, Бог даст, и опять познаем и исповедуем истинную радость, и тогда уже « радо­сти нашей никто не отнимет у нас » (Ин.16,22) . Только, братие, скрепим сию надежду до времени, по крайней мере, одним видимым делом благочес­тия: будем благоговейно взирать на нашу Свя­тую Церковь, честно хранить ее уставы, неуклонно ходить в ее постановлениях.

Тогда не забыва­ющий « дела и труда любве » (Евр.6,10) Бог и за это одно помилует нас и от внешнего действием Духа Сво­его преведет к внутреннему. Пусть себе преступ­ное и богопротивное суемудрие изобретает свое служение без Церкви и ее благообразного чина в святых постах, в праздниках, в священное лу­жении. Останемся лучше в смиренной части людей, преданных Церкви, без отмен и нечести­вых мудрований, все еще будем при сем, хоть одною частию, на стороне истины, будем заклю­чены внутри мрежи Апостольской.

И пусть мы непотребны; может быть, наконец Бог скажет кому-нибудь и о нас: « заколи и яждь » (Деян.10,13). В сем чая­нии будем чаще обращаться к Преблагословенной — Радости нашей — с молитвою, да по­сетит нас и положит благая в сердцах наших, как и Ей первой принесена благая весть с Пре­стола Божия. Аминь.  1845 г.   15. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (

Воплощение Сына Божия – начало всего домостроительства нашего спасения. Велия благочестия тайна приходит в явление, совет предвечный открывается, премудрость, сокровенная от века и родов, провозвещается. Но тайна не перестает быть тайной)    « Днесъ спасения нашего главизна! « (Тропарь праздника) — Так Святая Церковь определяет значение ны­нешнего праздника.

Она именует Святое Благовещение главизною нашего спасения, то есть его началом, источником, семенем, кор­нем. И это ради совершившегося в нем вопло­щения Бога Слова, ради того, что в нем Сын Божий стал Сын Девы. Воплощение Сына Бо­жия точно есть начало всего домостроительства нашего спасения. Вследствие его уже были рож­дение, обрезание, сретение, возрастание премудростию и разумом, крещение, явление миру с проповедию и чудесами, страдание и крестная смерть, воскресение, вознесение на небо, ниспослание Святого Духа на апостолов, устроение апостолами всей Церкви Божией, обнявшей всю вселенную и нас достигшей.

Видите сами, как семя, положенное в Благовещении, разрослось в великое спасительное древо, древо, покрывающее ветвями своими все страны света. Вот указание того, как днесь спасения нашего главизна! Но, братие, ведайте, что для каждого из нас лично домостроительство спасения становится спаси­тельным с той минуты, как мы делаемся причас­тниками его спасительности.

Можно ли в Свя­том Благовещении видеть главизну спасения и в сем отношении? — Можно. Именно в образе Благовещения и духе его указываются нам те главные расположения сердца, или то главное настроение духа, которые свидетельствуют о начале в нас спасения и делают нас его достой­ными. Как это и в чем именно, на этом и хочу остановить ныне ваше внимание.

 Вообразите себе живее самое событие Бла­говещения. Вот оно! Пречистая Дева в смирен­ном молитвенном и покорном положении, пред нею небесный посланник Архангел Гавриил — благовествующий. Но невидимо над ними до­полняет сию картину — Бог Отец, благоволя­щий даровать нам Сына Своего, Сын, идущий сотворить волю Его, и Дух Святой, нисходящий осенить Пречистую.

Установите внимание ваше на сей картине и поучайтесь в ней!  Что это совершается? — Велия благочестия тайна приходит в явление, Совет Предвечный открывается, премудрость, сокровенная от век и от родов, провозвещается. Пришло время, и ис­полняется положенное от сложения мира. При всем том, однако ж, тайна не перестает быть тай­ною. Только Всевидящий Триипостасный Бог видел, как и почему по благоволению Отца Сын Божий должен стать сыном человеческим и Дух Святой низойти и осенить к зачатию браконеискусную.

Мир ангельский и человеческий видит действуемое, исполняет повеленное, но не пости­гает совершающегося. В тайну Боговоплощения желают только проникнуть Ангелы. Не прони­кая, однако ж, ее, Архангел слетает с небесных кругов, благовествует, убеждает. Тем больше не постигает сей тайны Пречистая Дева. Несмотря на то, не только не противоречит, но и себя всю предает вседействию Божию.

И что же распо­лагало их к такой покорности? -- Несомненная известность, что так хочет и так повелевает Бог. И вот вам коренное производительное начало спасения в нас! Не видение всего, как есть и дол­жно быть, а одно ведение, что так хочет Бог, ведение, сопровождаемое безусловною покорностию. Тайны спасения и доселе остаются тайна­ми — и в догматах, и во многих заповедях, и, тем более, в сообщении благодатных даров.

Старай­ся проникнуть в них, если хочешь, подражая Ангелам, но наперед покорись им в примраке веры, ибо не ведение спасает, а вера. В Благо­вещении, положившем начало нашему спасению, все только покорствуют, а не рассуждают, — и Сын Божий, и Дух Святой, и Архангел, и Пре­святая Дева! Так да будет и в каждом из нас!  Смотрите далее, как совершается сия велия благочестия тайна. Всесторонним самоуничиже­нием.