Кривельская Н.В.

Из-за отсутствия правовой базы, необходимых кадров, финансовых средств, методик и навыков противостояния тоталитарным сектам у нас нет сколько-нибудь серьезных результатов в нейтрализации их разрушительной деятельности. Не овладели мы и опытом некоторых стран Западной Европы, значительно раньше нас столкнувшихся с аналогичной проблемой.

Состояние современных государственно-церковных отношений в Российской Федерации в целом характеризуется развитием тенденций, наметившихся в конце 80-х ? начале 90-х гг.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ принимает все возможные меры по обеспечению нормального функционирования религиозных объединений, созданию условий для выполнения верующими своих религиозных обрядов. В 1995 г. совместным решением Госкомимущества и Минкультуры России по поручению Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ религиозным объединениям передано 789 культовых зданий, являющихся федеральной собственностью, а в 1996 г. ? 109. Возвращение религиозным организациям исторически принадлежащего им движимого и недвижимого имущества стало актом покаяния со стороны государства.

Его внимание к духовному здоровью общества убедительно свидетельствует о формировании цивилизованных отношений с Церковью, а для массового религиозного сознания служит чуть ли не единственным мерилом внимания государства к верующим. Поэтому вопрос передачи культовых и иных церковных зданий и сооружений является приоритетным для государственной политики в отношении религиозных организаций.

В целях реализации курса на нормализацию государственно-церковных отношений в части максимального использования культовых зданий, находящихся в собственности государства, под религиозные нужды, в последние годы вышел ряд президентских и правительственных постановлений. Последнее из них ? Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» (март 1996 г.), обязывающий органы исполнительной власти всех уровней оказывать помо; верующим в восстановлении культовых зданий, возв имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог и гих культовых сооружений.

В настоящее время процесс передачи культовых зданий под функциональные цели значительно замедлился ? остаются невозвращенными монастыри и храмы, использую мые, как правило, под учреждения культуры, науки и разования. Перспектива этой проблемы очевидна: постепенно все культовые здания, находящиеся в собственности государства, на которые имеется запрос религиозных организаций, будут переданы им. Однако из-за финансовых трудностей процесс возвращения займет достаточно длительное время. В этой важной сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций должно быть место и для разумных компромиссов, особенно в тех спорных случаях, когда речь идет об интересах отечественной культуры, сохранении уникальных памятников.

Большинство религиозных организаций, исторически существующих в России, по вполне объективным причинам оказались сегодня в трудном материальном положении: нет средств для восстановления и строительства культовых зданий, для образовательной, духовной, социальной деятельности. Государство по мере сил помогает верующим. По далеко не полным данным, субъекты Российской Федерации в 1996 г. выделили около 200 млрд. рублей на реставрацию памятников культового зодчества. Только Москва направила на эти цели 80 млрд. рублей! Для религиозных организаций разработана щадящая налоговая политика, они обладают значительными таможенными льготами, им оказывают ощутимое материальное содействие спонсоры и благотворители. Многие религиозные организации вынуждены заниматься разносторонней хозяйственной деятельностью, от которой также получают известные доходы. Однако на уровне федерального центра пока отсутствуют решения, предусматривающие целевые средства из госбюджета на восстановление возвращенных культовых зданий.

Масштабы и формы деятельности религиозных организаций сегодня коренным образом отличаются от тех времен, когда они могли заниматься только культовой практикой. За последние годы их представители шагнули далеко за пределы «церковной ограды» и ведут активную, в соответствии со своим предназначением, духовно-нравственную работу, занимаются благотворительностью, помощью социально незащищенным слоям населения, опекают и материально поддерживают тысячи государственных социальных заведений, создают аналогичные церковные службы, борются с бездуховностью, пьянством, наркоманией, преступностью, способствуют решению межнациональных проблем, мирному урегулированию вооруженных конфликтов. Эта внекультовая деятельность религиозных организаций приветствуется обществом и пользуется поддержкой государства.

Вовлеченность религиозных организаций в решение широкого круга вопросов, иногда далеких от собственно культовой практики, отсутствие достаточного опыта, а подчас и эйфория от безграничной возможности свободно высказываться по различным аспектам жизни общества и государства таят в себе возможность различных ошибок и недоразумений, порой компрометирующих деятельность религиозных организаций, приводят к отступлениям от принципов государственно-церковных отношений, закреплённых в Конституции Российской Федерации.

Важнейшим конституционным положением является провозглашение светского характера российского государства, приобретающее особую актуальность в эпоху крушения привычных идеологических догм. К сожалению, мы имеем немало фактов нарушений этой конституционной нормы. Наибольшие издержки, судя по сведениям, поступающим из субъектов Российской Федерации, присутствуют в системе государственного образования. Целый ряд государственных учебных заведений, как средних, так и высших, оказался открытым для миссионерства и прозелитизма. Справедливости ради надо сказать, что «сбой» в светском характере образования и обучения, доступность государственной школы для миссионеров различного толка, особенно тех, кто подкрепляет свою деятельность териальным вкладом, объясняются не только напори тыо той или иной религиозной организации, но и бл душием органов государственного образования всех уровней, их стремлением любой ценой заполнить миров зренческий вакуум школ, вузов, семьи.

Несмотря на заверения в обратном Минобразования России, в средних и высших учебных заведениях ряда регионов страны под видом образовательной деятельности продолжают заниматься миссионерством зарубежные протестантские ассоциации «Новая жизнь», «Комишн», «Церковь объединения» и «Церковь сайентологии» во всех своих разновидностях, а также другие религиозные или религиозно-образовательные учреждения. Наряду с миссионерскими задачами они ведут и целенаправленный отбор одаренных детей и молодежи в, целях вовлечения их в свои структуры.

Новые религиозные формирования активно пытаются вторгаться и в политическую жизнь России. С мест поступает немало тому подтверждений. Например, в Хакасии с некоторых пор активно действует протестантская «Церковь прославления», причём ею издаются две газеты. Она стремится закрепиться не только в духовной, образов вательной, социальной, но даже и в спортивной сфере жизни республики: в этих целях ею организована своя футбольная команда. С начала 1995 г. церковь подвизалась и на политическом поприще. В феврале ? марте ОНА включилась в кампанию по выборам глав администраций городов Абакана и Саяногорска, в декабре ? депутатов Госдумы, в июне-июле 1996 г. ? Президента РФ, в декабре ? депутатов Верховного Совета республики. На неоднократные предупреждения о противозаконности политической деятельности лидеры и активисты «Церкви прославления» реагировали своеобразно: они повышали свою активность. В результате несколько предприимчивых членов церкви стали депутатами Верховного Совета Республики Хакасия.

Нередко в политических целях используется и религиозно-национальный фактор. Осознание большинством граждан своей конфессиональной принадлежности в наше время, как правило, равно национальной самоидентификации. Трепетное отношение людей к «своей» религии активно используется этнополитическими элитами. Так, в последние годы появилось немало общественных организаций, созданных по национальному признаку, в названии которых есть указание на конфессиональную ориентацию. Лидеры некоторых из них присвоили себе право выступать от имени последователей той или иной религии, наживая на этом определенный политический капитал. Противопоставляя одно исповедание другому, а последователей тех или иных религий друг другу или всем остальным гражданам, различные союзы, культурные центры, партии вольно или невольно компрометируют религиозные организации, тем самым порой обостряя межрелигиозные отношения.

Демонстративная тяга к суверенитетам, характерная для Российской Федерации первой половины 90-х гг., не могла не отразиться на религиозной ситуации: начался процесс консолидации по этнорелигиозному признаку, что лишь усугубляет неприязнь конфессий друг к другу, стимулирует нездоровую состязательность. Разумеется, определенный урон наносится и государственно-церковным отношениям, дезориентируется общественное мнение.