Кривельская Н.В.

Государству необходимо принять ряд мер как законодетельного, так и организационного характера по упорядочению религиозно-миссионерской деятельности иностранных организаций и зарубежных миссионеров на территории России. Среди них:

— совершенствование законодательных и правовых актов

— разработка общефедеральной программы по изучению вероучений, методов, форм деятельности новых религиозных движений, средств влияния на сознание и психику последователей

— создание банка данных о новых религиозных движениях

— организация религиоведческой просветительской работы среди населения через средства массовой информации, общество «Знание», Центральный дом духовного наследия. Необходимо разъяснять, что деятельность, направленная на разоблачение негативного влияния на сознание и психику человека некоторых «новых» рели¬гиозных движений, не является посягательством на свободу выбора вероисповедания. В правовом обществе должна быть гарантия защиты личности от попытки манипулировать её сознанием и поведением;

— подготовка специалистов по «новым» религиозным движениям в системе Российской академии наук, вузов; необходимы регулярная переподготовка и повышение квалификации специалистов органов государственной власти, образования, учреждений культуры;

— исследование проблем специфики религиозной ситуа¬ции (в связи с распространением новых религиозных движений), проблем межконфессиональных отношений в специализированных научных подразделениях.

Масштабы распространения «новых» религиозных образований

Во второй половине XIX в. в России было около 31тыс. храмов различных конфессий, из них 86% ? русских православных, 12 ? исламских, менее 1% ? иудейских. 70 лет воинствующего атеизма нанесли жесточайший урон духовности российского народа. Теперь общество впало в другую крайность: в начале 90-х годов в Россию в неограниченном количестве были допущены всевозможные религиозные секты.

Однако постепенно население начало трезветь от эйфории безграничной свободы вероисповедания, ибо в эту сферу, как «мухи на сладкое», слетелись «разношерстные» маги, колдуны, мошенники от псевдорелигий. В обществе стал нарастать протест против деятельности в России деструктивных религиозных организаций. Нелишними здесь будут следующие данные, опубликованные в конце 1996 г. В газете «Куранты»: 54,3% респондентов-москвичей негативно оценивают заметную активизацию в России разного рода иностранных религиозных сект и миссионерски групп, считая, что такого рода деятельность должна быть запрещена.

Сейчас в Москве, по данным экспертов Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, не менее 75% населения негативно оценивают деятельность некоторых деструктивных религиозных организаций. В ряде регионов этот процент ещё выше.

В ходе одного исследования (организованного отделом социально-политических технологий Законодательного собрания Свердловской области) выяснялось мнение людей о том, почему в деструктивные религиозные организация приходят новые члены. Ответы распределились следующим образом: активная пропаганда ? 34%, необычность учения — 21, возможность совершенствовать не только дух, но и тело ? 12, критическое отношение к жизни 11, возможность тесного общения с другими членами организации ? 9, высокий авторитет учителя, гуру, проповедника ? 7%. Третья часть опрошенных вообще не смогла ответить на этот вопрос.