Дворкин А. /Псевдохристианская секта Свидетели Иеговы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Она была обычной девушкой, но когда ей было 15 лет, кто-то кинул ей в лицо громадный камень. Элен была изуродована и долго находилась между жизнью и смертью, но ее выходили, после чего у нее начались странные припадки, которые она называла «небесными откровениями». Эти откровения изданы, очень почитаются, а адвентисты считают их вероучительными источниками наряду с Библией.

Правда, еще современники указывали на то, что многие из этих «откровений» были разбавлены откровенным плагиатом, в том числе из опубликованных источников, – как правило, популярных журналов о «здоровом образе жизни». Но адвентистов это не смущало. Большая часть иудаизирующих черт адвентизма седьмого дня (таких, как соблюдение субботы, диетарные правила и т. д.)

, а также их отказ от употребления спиртного восходят именно к наследию г-жи Уайт и ее «откровениям». Итак, «Свидетели Иеговы» выросли на адвентистской почве. Второй корень секты – популистское движение в Америке конца XIX века. Тогда слово «популизм» имело несколько иное значение, чем теперь, – это было название движения протеста маленького человека в капиталистическом обществе, задавленного огромными корпорациями.

Популистские лидеры представляли правительство как единую коррумпированную систему, которая контролируется богатым классом, или олигархией, и присваивает все плоды труда простого человека, являющегося лишь выбрасываемым после использования винтиком в этой большой машине. Все большие, традиционные церкви и деноминации виделись тоже частями единой государственной машины, противостоящей маленькому человеку и перемалывающей его.

В первую очередь в Америке это касалось Римо-католической церкви и больших протестантских деноминаций. В качестве антитезы возникали мелкие политические партии и религиозные движения, которые протестовали против давления на личность со стороны крупных образований. Новосозданная секта, впоследствии получившая название «Свидетелей Иеговы», также начала воспринимать внешний мир как врага – мир, представленный прежде всего лжеучением, институциализированных церквей, тиранией земных правительств и угнетением человека громадными предприятиями.

Все это нужно было раз и навсегда отвергнуть[64] . Этот изначальный протест иеговистов нашел отклик в сердцах очень многих простых людей, задавленных тяжелыми условиями жизни. Римо-католическая церковь виделась им (как и теперь, по инерции) врагом номер один, что тоже было в духе времени: в Америке в конце XIX в. ощущалась сильная враждебность к новоприбывшим иммигрантам из южной и восточной Европы - по большей части римо-католикам.

Ку-клукс-клан возник приблизительно в то же время и с теми же популистскими антиинородческими (в том числе и антикатолическими) лозунгами. Глава 5. Ранняя история секты Таковы корни иеговистского движения, которое основал Чарльз Тейз Рассел (1852-1916). Правда, современные иеговисты не очень любят на него ссылаться и предпочитают анонимность (

всем руководит анонимная Правящая корпорация – коллективный ВиБР). Тем не менее, Рассел – это человек, без которого иеговизма не существовало бы. Родился Рассел в Питтсбурге (штат Пенсильвания) в пресвитерианской семье. По странному совпадению, он, как и Миллер, имел пару классов образования, хотя потом подучился самоучкой и стал помогать отцу, который держал галантерейную лавку.

Чарльз оказался весьма способным бизнесменом, многого достиг в торговле, которая стала приносить ему неплохие доходы. В 16 лет он попал под влияние адвентистов, которые тогда уже набрали новую силу после Великого разочарования и указывали новую дату Второго пришествия – 1874 год – и уже на нее возлагали большие надежды. Но конца света, как нам известно, опять не случилось.

Рассел еще поддерживал отношения со вновь разочарованными адвентистами, когда в 1876 г. услышал о маленьком адвентистском журнальчике «Глашатай утра». В журнале развивалась идея, что осенью 1874 г. Христос пришел на землю незримо, а вот уж через три с половиной года – весной 1878 г. – верующие будут восхищены на небеса. Рассел чистосердечно обратился, свернул торговлю и всю прибыль отдал на поддержку журнала.

Издатель сделал его своим помощником, но Рассел был человеком независимым и долго оставаться в помощниках не мог. Поэтому, когда обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он основал свой журнал – «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова». Это был первый печатный орган будущих иеговистов, которые тогда еще не назывались «Свидетелями Иеговы».

Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доктрины – в частности, стал самолично вычислять дату Второго пришествия. Также как и его незадачливые предшественники, он обратился к Книге пророка Даниила, в которой говорилось о «семи временах» безумия царя Навуходоносора (Дан. 4:22, 29). Рассел истолковал эти семь времен как семь пророческих лет, в каждом из которых по 365 дней.

Таким образом он получил период в 2520 дней, которые перевел в годы, и получилось 2520 лет. К ним Рассел прибавил год 607-й до Р. X. – так он высчитал дату разрушения Иерусалимского храма (на самом деле храм Соломона был разрушен в 587 или 586 г.). Таким образом получился 1914 год. Эта дата Расселу очень понравилась, потому что, с одной стороны, она была уже близка, а с другой – времени с 1878 г. по 1914 г.

было еще достаточно и можно было обратить много людей. Тогда же он увлекся пирамидологией (это одно из доказательств его связей с оккультными кругами). Наш самоучка назвал пирамиду Хеопса Библией в камне и стал измерять ее параметры, умножать и делить их друг на друга и в конце концов тоже получил 1914 год, что стало для него лишним подтверждением даты Второго пришествия.