Дворкин А. /Псевдохристианская секта Свидетели Иеговы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Хеншеля избрали потому, что он был единственным, в ком осталось хоть сколько-нибудь энергии. Интересно, что «Свидетели Иеговы», как и КПСС в последней стадии существования, перешли к геронтократической системе управления. И там, и там на высших постах были глубокие старики. Реформы Франца создали ту организацию «Свидетелей Иеговы», которую мы знаем сегодня.

Франц ввел новую практику – «отсоединение» (или «лишение общения» ) – и разработал методы практического осуществления тотального контроля секты над своими членами. Чтобы понять, что значит «отсоединение», нужно сделать небольшое пояснение. Иеговисты считают, что живут при единственно верном – теократическом – правительстве. Христос явился в 1914 г.

и с тех пор незримо присутствует на земле, а реальную власть он дал своему ВиБРу – Правящей корпорации «Сторожевой башни», которая и осуществляет правление верными, а по существу всей Землей, потому что лишь верные это правление признают. Правящая корпорация является вестником и воплощением правления Христа во всем мире, а поскольку она является ВиБРом, то Иегова над многими ее поставил.

Но так как у иеговистов нет своей страны, которая признала бы над собой правление ВиБРа, они ни в одной стране реальной власти не имеют. Если бы такая страна была, то они могли бы применять там свои законы, которые, как можно предполагать, были бы очень жесткими. Для отступников и изменников может быть лишь одна мера наказания – вечная смерть, но казнить иеговисты пока никого не могут, не имеют права.

Однако они могут считать каждого отпавшего уже мертвым, несуществующим. И если они видят такого человека на улице, они должны пройти как бы сквозь него, как будто видят призрак; никакое общение с ним в принципе невозможно. После того, как упоминавшийся выше датчанин ушел от иеговистов, он был «лишен общения» и стал для своих родителей мертвым. Когда о нем спрашивали, отец и мать говорили, что их сын мертв, а на улице они проходили мимо, не замечая его.

Так же поступали и все его прежние друзья и знакомые. Тот, кто нарушит запрет на общение с исключенным или ушедшим из секты, сам подпадет под смертный приговор, который как бы подвешен в воздухе, но для членов секты вполне реален: Еще одну опасность для нашей духовности представляют отступники. <...> Избегая любых контактов с этими противниками истины, мы убережем себя от их извращенного мышления [80]. ...

Вообще не должны разговаривать с изгнанным человеком и даже приветствовать его... <...> Мы должны ненавидеть их в самом прямом смысле этого слова, то есть относиться к ним с крайним и явным отвращением, считать их отвратительными, гнусными, грязными, питать к ним отвращение[81]. Итак, Францем были расставлены точки над i: единственным непреложным и неизменным предметом веры «Свидетелей Иеговы» является не невидимый Бог, общение с Которым никак их доктриной не предусмотрено, а видимая и реальная «руководимая Духом» организация.

Именно она, а не Бог, требует беспрекословного повиновения. Самые высокопоставленные «Свидетели Иеговы» признавали, что основу доктрины секты составляет «единство организации». После реформ Франца сохранение этого единства стало самоцелью секты: иеговистское руководство оберегает его, как святыню, и идет на любые меры, чтобы сохранить его, не допуская ни малейших отклонений от системы установленных организацией требований.

Самая бескомпромиссная борьба ведется с инакомыслием. На одном из судебных процессов против «Свидетелей Иеговы» член Руководящего совета секты Хайден Ковингтон заявил: «Если кто-то из членов организации будет несогласен с той или иной ее позицией, касающейся вопросов веры и деятельности, и будет пытаться возбудить это несогласие и у других членов организации, она избавится ("отсоединится". – А. Д.) от него.

Она будет пресекать любые попытки нарушения гармонии в ее внутренней жизни и не допускать, чтобы какие-то ложные идеи, идущие от низов, а не от руководства, вносили диссонанс в ее жизнь и деятельность... Наша главная цель состоит в том, чтобы поддержать единство». «Единство любой ценой?» – спросили Ковингтона члены суда. «Да, единство любой ценой, – ответил он, – потому что мы верим, что Иегова управляет нашей организацией, правящим телом нашей организации, даже если время от времени мы допускаем ошибки»[82].

Для выполнения этой главной задачи руководство секты идет на любые меры, не брезгует никакими приемами и средствами. Бывшие иеговисты свидетельствуют об отработанной в организации системе шпионажа и доносительства друг на друга, о подхалимаже и заискивании перед начальством. Как мы помним, свидетельствуют они и об обратной стороне этого жесточайшего контроля: о глубоком моральном разложении и тайном пьянстве среди высокопоставленных сотрудников «Вефиля».

Исходя из принципа монолитного единства, Франц разработал жесткую тоталитарную систему законов и норм внутрисектантской жизни. Иеговистам запрещено проводить какие-либо сборы, собрания и другие мероприятия подобного рода, не разрешенные руководством секты. Запрещено делать какие-либо комментарии к любым религиозным проблемам, исходящие из собственных суждений.

Комментировать можно лишь научные статьи. Запрещено иметь независимое мнение и делать заявления типа: «Я так считаю» или «Я так думаю». Запрещено даже ознакомляться со старыми публикациями «Свидетелей Иеговы». Секта строго ограничивает связи своих членов с внешним миром, «внешними» людьми, даже если они близкие родственники сектантов, исходя из принципа, что «все нечистое – от мира».

Франц ввел строгую отчетность о проделанной работе (служении), через которую можно эффективно осуществлять контроль за жизнью и деятельностью любого члена секты. Не поощряется любое светское образование, ибо оно, по мнению руководства, лишь затуманивает разум ложным знанием и ослабляет усилия по изучению Священного Писания. Утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче члена секты служению Иегове, которое важнее всего остального, и поэтому для этого служения должно использоваться все свободное время[83].