«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Необходимые предостережения

Теперь необходимо сделать тебе целый ряд важных предупреждений, касательно любых духовных переживаний. Здесь прошу твоего особенного внимания, чтобы все сказанное в этой главе, будучи неправильно понято, не принесло бы тебе вреда вместо пользы.

Свое обращение ко Господу необходимо закрепить говением, исповедью и причащением. Надеюсь, что подготовка к исповеди и причащению для тебя уже не новость, ты и сам знаешь, что нужно для этого делать. Но в этот раз все должно пройти с гораздо большим духовным подъемом, чем обычно. Эта исповедь и причащение будут как бы началом исполнения твоего обета верности, данного Господу.

Имей в виду, что внутренний мip человека очень сложен. Духовное с душевным тесно связано, и мы не всегда можем разобраться в своих переживаниях и ощущениях: душевные они или духовные, от нас ли самих, от Бога или от бесов происходят. Помни, что диавол не дремлет, ищет твоей погибели. И фантазия у него очень богатая: и во сне и наяву может так закружить наше воображение, что мы и не отличим его картинок от благодатного видения. Чтобы этого не случилось, прими такие меры. Прежде всего, хорошенько запомни и затверди себе: даже если бы встретился ты лицом к лицу с Самим Господом, побеседовал с Ним, это вовсе не значит, что ты уже спасен и попадешь в рай. Ты ощутил Божественную благодать - помни, что практически все обратившиеся ко Христу принимали ее, а потом некоторые из них вновь отпадали от веры и церкви. Чем ты лучше других? Ничем. Ты в той же самой опасности вечной погибели, что и прежде, только видишь путь истины и имеешь надежду на спасение. Но все это еще не в твоих руках.

Иногда благодать, вызывающую обращение ко Христу, именуют предваряющей в том смысле, что ею Бог лишь совне касается нашего сердца. Спасение же наше совершается лишь тогда, когда благодать станет нашим собственным достоянием, когда наша душа станет настолько чиста и светла, чтобы обладать ею. Но и живущая в такой чистой душе благодать не принуждает свободного произволения человека. Даже такой почти святой человек имеет возможность отпасть от благодати и навеки погибнуть. Пока живем на земле, никуда не исчезает опасность ада.

Предваряющая благодать подается и вне Православной Церкви. И там случаются очень горячие обращения к вере во Христа. А вот что будет дальше? Ведь нужна правильная духовная жизнь, нужно очищение сердца от страстей. Это целая наука, правильно понимаемая и хранимая лишь в Православии. Если бы дело кончалось только обращением ко Христу, в рай никто бы и не попал.

Диавол всячески старается прельстить обратившегося к Богу. Одним он внушает, что все уже сделано, спасение наше уже при нас, нужно только не сделать каких-то страшных преступлений и все будет хорошо. Таково прельщение многих протестантов.

У других враг разжигает желание почаще повторять счастливые, восторженные чувства своего обращения. Люди так желают этих духовных восторгов, не очистив сердце от страстей, что пытаются вызывать их искусственно с помощью разгоряченного воображения. И диавол охотно рисует им всевозможные живописные картины, являясь регулярно в виде разных святых, Божией Матери или Самого Христа, беседует с доверившимися ему подолгу, ублажает их, подает им чисто душевные утешения вместо духовных. И человек, полагая себя близким другом Божиим, впадает в страшную гордость и самомнение. Православные Отцы такое состояние называют прелестью. Такова по большей части мистика католиков и некоторых из наиболее "духовных" протестантов.

Что же касается нашего обращения, то первые переживания, скорее всего, от Бога. Врагу нет смысла способствовать нашему выходу из чисто плотских и душевных ощущений, ему незачем показывать нам духовный мip. Когда же по милости Божией и мы коснулись впервые предметов духовных, тут-то он и старается перехватить инициативу и всю духовную нашу жизнь подчинить себе.

Это подобно тому, как до пришествия в мip Иисуса Христа не было сколько-нибудь заметных личностей, выдававших себя за Мессию. После же Его пришествия такие появляются чуть ли не каждый век, а в наши дни этих самозванцев живет и действует несколько человек одновременно. Одни называют себя христами, другие утешителями (ссылаясь на иного Утешителя - Духа Святого, о Котором предсказывал Христос), есть и такая дама, которая ощущает в себе две души: и Христа, и Богородицы. Эти личности даже внешность свою подделывают под узнаваемые на иконах изображения. На самом-то деле, если вдуматься, все это обилие лжехристов должно убеждать нормального человека в том, что единственно истинным из них мог быть только Первый - Иисус Христос, а все остальные - лишь диавольские, актерские подделки под Него.

Вот и наши духовные ощущения первый раз были настоящими, но если мы будем невнимательны, горды, духовно-сластолюбивы, если не придем к глубокому покаянию, то рискуем оказаться в том или ином состоянии прелести, ложной духовности. Вот почему так важна после обращения подробная, прочувствованная исповедь и вовсе неуместны после него самоуспокоенность и кичение в сердце.

Итак, осознав и запомнив, что благодатным посещением нельзя гордиться, ни в коем случае не ищи такого же переживания вторично, не проси об этом Господа в молитве. Если действительно благодать посетила тебя, то верный признак этого - ощущение собственной нечистоты, отвратительной, мерзкой, совершенно чуждой тому свету, благу и теплу, которые пришли к душе совне. Возникает и спасительный страх за свою вечную участь. Это признаки добрые. Но о них нельзя позабыть, оставляя в памяти лишь утешение.

Духовная радость, подаваемая нам Христом в момент обращения, не есть Его главная цель. Ему важно пробудить нашу совесть, чтобы мы стали на Его сторону своим произволением и дальше стремились бы идти к Нему. Не ищи же "хорошего настроения", а добивайся именно поворота произволения. "Хорошее настроение" без очищения души бесы создадут тебе запросто, только бы ты не думал о покаянии и воображал себя духовным. Между тем покаяние и благодушное терпение в этой жизни скорбей как наказаний за грехи, - вот что необходимо душам нашим больше чем всякие утешения, в том числе духовные. Для утешений нам отведена целая вечность, а для скорбей лишь краткое земное странствие.