«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Потому, как свидетельствует евангелист Иоанн о пришествии Мессии, мiр чрез Него начал быть, и мip Его не познал (Ин. 1, 10).

Что же заповедал Господь Своему малому стаду, которое Он избрал от мipa? Уклониться от духа этого мipa, перенести гонения от него, но при этом и просветить его, избрать из него тех, кто уверует.

Евангельское наставление продолжили апостолы. В самый день Сошествия на них Святого Духа апостол Петр учит уверовавших в Воскресшего Христа: Спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2, 40), понимая под этим родом неверующих в Господа.

Эта же мысль встречается постоянно в посланиях апостолов. Так, святой Иаков, нареченный брат Господень, пишет: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Здесь не было речи о каких-то супружеских изменах, поэтому слово прелюбодеи относится просто к мiролюбцам, которые, любя мiр, изменяют своему Богу, своему христианскому имени.

Не менее категоричен и святой Иоанн: Не любите мipa, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мipe: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мipa сего. И мiр проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 15-17). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская суть основные страсти, удобно поддерживаемые и развиваемые жизнью по правилам мipa. Сюда можно отнести и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие (похоть плоти), постоянное рассеяние и окамененное нечувствие (похоть очей), тщеславие и честолюбие (гордость житейская в отличие от гордости духовной). Без отречения от мipa никому не освободить своего сердца от этих страстей.

Апостол Павел также постоянно делает различие между внутренними (Церковью) и внешними (мipoм) и велит устраняться от соблазнительных примеров: Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мipa сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мipa сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5, 9-11). Имеется в виду, что контакты с блудниками мipa сего поневоле остаются, но на самом поверхностном уровне: соседских, торговых, совместных рабочих отношений. Там же где предполагается общение тесное, душевное, братское, - а именно в Церкви - там явно греховные соблазнительные примеры совершенно нетерпимы и недопустимы. Они подлежат общему осуждению и либо врачуются покаянием, либо носители их изгоняются, чтобы дурной пример через общее попустительство не заразил многих.

В другом месте апостол Павел высказывается еще короче и прямее: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). И еще: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? - и продолжает словами пророка Исаии: - И потому выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор. 6, 14 - 17, Ис. 52, 11). Те же слова повторяет и апостол Иоанн в своем Откровении, когда описывает суд Божий над Вавилонской блудницею, под которою понимается некое церковное сообщество последних времен, пропитавшееся духом мipa и полностью изменившее через это Господу: Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр. 18, 4).

Свидетельства и наставления апостолов на эту тему можно и продолжить. Но мы, ограничившись приведенным, обратим внимание на то, какими людьми и при каком их служении все это сказано. Апостолы не в пустыню бежали, а шли к людям, в мip, в города и селения, проповедовали в больших собраниях и перед иудеями, и перед язычниками. Их первою и прямою задачею было принести мipy то спасение, которое даровано человеку Иисусом Христом. И апостолы своею проповедью опять же выделяют спасаемую (желающую спасения, принимающую спасение) часть мipa, превращают ее в Церковь Бога Живого, а Церковь эта - не от мipa сего, как и говорил Сам Христос о Своих учениках.

Святоотеческое наставление о мiре и современность

Быть может, не стоило приводить всю эту массу свидетельств Писания, если бы удаление от мipa было бы лишь некою -составною частью христианского жительства, некой частною заповедью. Но это гораздо больше. Удаление от мipa - основа основ. Без этого невозможно не только какое-то духовное и нравственное улучшение человека, но даже просто сохранение христианской веры.

Если мы с тобою не стяжали еще, допустим, кротости, чистоты сердца, не научились правильно молиться, то для нас еще не все потеряно. Мы можем еще, занимаясь всем этим, как-то духовно расти, исправляя свои греховные уродства души. Но если при этом мы не удалимся от мipa, будем продолжать жить, как все вокруг, будем ценить и любить то, что ценит и любит безбожное большинство, то в духовном смысле мы не дойдем даже до начальной точки. Ни о какой нашей добродетели, ни о каких духовных приобретениях не может быть и речи, пока образ жизни нашей, наши понятия и вкусы решительно не изменятся.

Что же означает для наших условий удаление от мipa? На этот вопрос отвечали в свое время и для своего круга слушателей практически все святые Отцы, аскетические наставники. Мы же выслушаем более внимательно близкого нам по времени святителя Феофана Затворника, обращавшегося в своей проповеди к простым прихожанам.

"Есть удаление от мipa телом - это удаление в пустыню. Но есть удаление от мipa, не выходя из мipa, - удаление от него образом жизни. Первое не всем уместно и не всем под силу; а второе для всех обязательно и всеми должно быть выполнено. И вот к сему-то приглашал нас святой Андрей в своем каноне, когда советовал удалиться в пустыню благозаконием. Итак, брось обычаи мipa и всякое твое действие, всякий шаг так совершай, как повелевает благий закон евангельский, и среди мipa будешь жить как в пустыне. Между тобою и мipом сие благозаконие станет как стена, из-за которой невиден будет мiр. Он и перед глазами у тебя будет, но не для тебя. У мipa будут свои чередования изменений, а у тебя свой чин и свои порядки. Он пойдет в театр, а ты в церковь; он будет танцевать, а ты класть поклоны; он будет на гуляньи, а ты дома в уединении; он в празднословии и смехотворстве, а ты в молчании и богохвалении; он в утехах, а ты в трудах; он в чтении пустых романов, а ты в чтении Божия слова и отеческих писаний; он на балах, а ты в беседе с единомысленными или с духовным отцом; он в корыстных расчетах, а ты в самопожертвовании; он в мечтаниях страстных, а ты в богомыслии. И так начертай во всем себе правила и заведи порядки жизни, противоположные обычаям мipa, и будешь в мipe вне мipa, как в пустыне. Ни тебя не будет видно в мipe, ни мipa в тебе. Ты будешь в мipe пустынножитель" (Слова к говеющим о покаянии и причащении, 45).