«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так проходит этот мiр и похоть его. Все убегает, все течет между пальцев. Не только смерть (такая дешевка на нынешнем всеобщем рынке жизни!) отберет все, но и задолго до смерти не сумеешь удержать в руках никакого мiрского достояния. Имущество уплывает, карьера рушится, друзья изменяют, близкие умирают. И даже те из мiрских людей, кто способен перенести все эти невзгоды, вдруг в какой-то момент поражаются жестокой, пронзительной мыслью: да зачем же все это? Зачем я все гоняюсь за тенью и хватаю руками воздух?

Вся страна наша ныне встала перед этим вопросом, от которого уклонялась годами: для чего жить? Можно и теперь уклониться от ответа на какое-то время, вновь увлекшись грубыми плотскими страстями, развратом и пьянством, но потом вопрос снова встанет. И если бежать от него уже некуда, то есть только два ответа: положительный - стать христианином и соответствовать цели бытия, и отрицательный - покончить с собою.

В юности каждый выбирает свою жизненную дорогу. В нашей юности перед нами было много обманчивых тропинок, а вам теперь мiр цинично предлагает только две: в тюрьму или в публичный дом. По мiрскому суждению идти нам больше некуда, никто из ста миллионов русского населения для строящегося мipoвого порядка не нужен, каждый русский труп для его устроителей - вздох облегчения. Но это не значит, что наша жизнь и вовсе безцельна. Есть и узкий путь Христов, хотя, как и предупреждал Господь, немногие его находят, но и отнять его от нас мip не в силах.

Давай же не пойдем по дороге мipa, и Бог пропитает нас как-нибудь на его задворках. Нужно только верить нашему Спасителю и Промыслителю, и тогда окажется, что сыны века сего даже со своей житейской точки зрения, даже не думая о вечности, в конце концов вынуждены будут признать правильность пути нашего, а не своего - кривого и гибельного.

Mip и среда церковная

Ждет тебя и еще одно тяжелое испытание и разочарование. Обитание в церковной среде, жизнь церковным бытом, хотя и необходимы, но вовсе недостаточны, чтобы убежать от мipa. Более того, столько мipского духа, сколько в церковной среде, ты еще редко где встретишь. И, конечно, страдать от такого соблазна придется тебе немало.

Может статься, что в церкви ты увидишь стяжательство, тщеславие, карьеризм, лицемерие, зависть, клеветы, дружбу с сильными мipa сего ради постыдной корысти и более страшные грехи. Знай про себя, что не так уж мало русских протестантов, католиков, сектантов - жертвы этого тяжкого зрелища. И все же они оказались не правы, отказавшись от Православия.

Пройдет время и ты, быть может, увидишь, как даже пережившие обращение ко Христу, но "застрявшие" в этой церковной системе, ставшие там клириками, семинаристами, старостами, завхозами, духовными чадами официальных старцев, холодеют сердцем, начинают мудрствовать по-земному, по-мiрскому, забывают о небесном. Конечно, они заучивают всякие православные фразы, в том числе и о вечности, и об отречении от мipa. Но при этом, честно сказать, полагают, что церковь в реальной нашей действительности все-таки начинается с прочной юридической крыши и с экономического фундамента. А цель всей церковной деятельности видят в том, чтобы просто "охватить" ею возможно большее число людей, не вникая при этом в их духовно-нравственное состояние: всех крестить, причастить, повенчать, освятить все рестораны, атомные станции и личные автомобили.

Есть такое выражение: бытие определяет сознание. В глубоком смысле это неверно. Человек все-таки свободен, путь за Христом на Небо или путь по земле в преисподнюю он выбирает сам. Но если он выберет второй путь, то земное бытие действительно определит ему все рамки сознания, все понятия и сердечные привязанности. Когда бытие начнет определять человеку сознание, то на аскетическом языке это называется греховным рабством. Посмотри, кому на Руси теперь жить хорошо, кто в наибольшей степени предстоит душою в храме мамоны? Не те ли же это лица, которые телом предстоят в храме Божием? Мамона же прочно "ставит сознание" свое всем с верою приходящим к ней.

Убойся же подражать им. По совету святителя Игнатия Брянчанинова "изучи дух века сего, чтобы по возможности избегнуть влияния его". Характерной чертой этого духа века Святитель именует лицемерие, контраст между формой и содержанием, между словом и жизнью. Ты же ищи Царствия Божия и правды Его, а к искушению мiрским духом в самой церковной среде приготовься заранее. Его провидел еще апостол Павел, указавший на людей поврежденного ума, которые думают, будто благочестие служит для прибытка, и велевший удаляться от таких (1 Тим. 6, 5). Сколь много ныне с виду православных людей во всех сословиях и возрастах на любом уровне образования, которые именно так и понимают цель православного благочестия!

Впрочем, конечно, Православная Церковь по обетованию Христову должна пребыть до скончания века, и пребыть верною. Принадлежит ли к ней так живущий "церковный мiр"? Где же она? Это непростые вопросы, выходящие за пределы нашей темы - нравственного наставления. Человеку, у которого не слишком искаженны нравственные понятия, Сам Господь откроет, где Его Церковь. Прежде нужно уяснить, что она собой представляет, что основал Христос на земле и чему дал именование Церкви. Поняв, что мы ищем, проще будет решить, где нужно искать, и вообще нужно ли искать. Но это тема отдельной книги, да и не одной.

Пока же довольно и сказанного.