«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ограничить мечтания и загрузить ум чем-то полезным помогает вам в значительной мере учебная программа. В целом она сбалансирована в смысле нагрузки на память и рассудочную деятельность. Однако при этом разум остается практически праздным и задействуется лишь у немногих, хотя пищи для него школьное образование предоставляет достаточно. Это вызвано тем, что нынешняя школа насаждает механистическое, материалистическое мiровоззрение. Она представляет творение Божие в виде большой заводной игрушки, механизм которой человеку уже в основном ясен, за исключением лишь каких-то деталей, которые также планируется вскоре постигнуть чисто рассудочной деятельностью. Никаких чудес ни в прошлом, ни в будущем, никаких промыслительных действий Творца не допускается.

Такой подход в целом постепенно лишает человека разума. Лишь преодолевши такой механистический взгляд на природу, великие ученые смогли сделать свои открытия в науке. Поэтому среди них почти нет материалистов. Рассудком и памятью можно наделить даже компьютер, но разума у него не будет и законов бытия он не поймет.

Ныне вполне в наших силах дать работу своему разуму и возвести его к Разуму Высшему. Лишь тогда можно будет считать себя существами разумными. Неверующий ни в какую целесообразность мiроустройства не есть человек разумный, он человек в лучшем случае рассудочный.

Для того чтобы начать развивать свой разум, время учебы самое подходящее. Только требуется самостоятельное изучение апологетики. Пусть христианская апологетика пройдет параллельно со всеми областями знания, которые рассматриваются в школе. Составители школьных учебников аккуратно "упаковали" данные и естественных, и исторических, и иных гуманитарных наук в свое материалистическое пустословие, чтобы изгнать из них все свидетельства о Боге-Творце. Апологетика разворачивает эту блестящую, но примитивную конфетную обертку и показывает нам мip Божий таким, каков он есть на самом деле.

Есть люди, не склонные ни к рассудочной, ни к разумной деятельности, а потому вообще не интересующиеся никакими науками. Но начатки знаний по апологетике им необходимы в ту же меру, в какую им приходится изучать науки по школьной программе. Иначе к знаниям прилипнут безбожные теории и учения, выдаваемые за факты науки, и человек станет смотреть на природу как на отлаженные часы.

Если же наш читатель склонен к рассуждению и не лишен интуиции, если природа представляет для него интерес, то научная апологетика ему просто жизненно необходима. Ум человека всегда инстинктивно во всех своих знаниях стремится навести порядок, привести свои знания в систему, найти во множестве усвоенных сведений некие центры единства. Такой "инстинкт разума" есть не что иное, как естественное стремление ума знать своего Творца, правда сильно помраченное в нынешнем нашем падшем состоянии. Тяга ума к Богу в апологетике реализуется полностью - в отношении, разумеется, только всех чувственных, внешних знаний, собранных человечеством. Здесь же Открывается широкое поле и для творческой научной мысли, сбросившей оковы материалистического мракобесия.

На всяком уровне научной образованности наш рассудок способен сопоставить известные ему факты, на которые, быть может, просто не принято обращать внимания. Это позволяет задать самому себе вопрос: почему природа во множестве своих явлений устроена так разумно, так продумано, как бы намеренно для поддержания жизни и во благо человеку? Разум же получает способность довести это сопоставление фактов до Первопричины бытия. Неизъяснимая отрада проливается тогда в душу! Ум чувствует, что жил не зря, что среди всего обилия своих знаний, впечатлений и помыслов он нашел-таки свою - Божию! - жемчужину, что из нагромождения чувственных сведений он взглянул непосредственно к Богу. Это первая, низшая ступень боговедения. Как хорошо добраться хотя бы до нее! Разум, сделавший нам даже один раз в жизни такое действительно доброе дело, плоды его передает сердцу и духу. Сердце согревается умилением, а дух молится, продвигаясь к Богу еще дальше, чем на то способен разум.

Опыт показывает, что желание познать истину о природе, о Боге и о себе в наибольшей степени свойственно юности. Это желание служит как бы некоторой компенсацией за мечтательность. Пройдет время, и еще раньше, чем отойдут юные мечты, житейская суета может легко уничтожить тягу к истине, особенно если первым порывам ее не дать должного удовлетворения. Как нужны в этом возрасте собственные открытия во всех областях знания, соединенные общей целью - познанием Бога!

Но будем внимательны! Уму при этом нельзя позволить залюбоваться своей способностью и затщеславиться ею. Прочь от надменного ума с его ничтожным открытием! Познал он только каплю из океана Божией премудрости, да и ту усвоил, лишь поняв открытие, сделанное другими людьми. Теперь время для священного трепета перед Всемогущим и Всеведущим, но никак не для суетного надмения своей жалкой и немощной способностью. Так и знай: будешь гордиться разумом - потеряешь его, чему есть множество примеров из жизни научного мipa. Надмеваясь своими открытиями в науке, некоторые ученые стали отрицать Бога, а потом дошли и до неспособности понимать самые простые и очевидные вещи.

Говоря о научной апологетике, следует помнить, что она для всего христианского мipa практически едина и внеконфессиональна. Историческая же и философская апологетика уже имеют свои конфессиональные черты. Этого нельзя забывать, чтобы не усвоить себе ненароком заблуждения протестантов или католиков. Поэтому изучение апологетики должно сопровождаться и изучением основ Православия.

Наши знания и в научной, и в духовной сфере так же, как и внешние впечатления, нуждаются в ограничениях - конкретно в тех местах, где они могут оказать вредное действие на дух или на сердце с его чувствами. Таким знаниям нужно сознательно возбранять вход в свою голову. К ним относятся прежде всего сведения из медицины и генной инженерии, касающиеся зарождения новой жизни. Почему они вредны? - Потому что добыты самыми циничными из безбожников, не желающими знать ни Бога, ни души, ни даже того, что жизнь - это глубочайшая тайна Божия, стоящая на грани чувственного и сверхчувственного (более - в области второго, чем первого). Такие знания поневоле будут однобокими, убогими, ошибочными, во всяком случае не заслуживающими доверия. Вместо обогащения ума они приносят в него свой материалистический дух, а в сердце иногда поселяют блудные мечтания. И потому сведения об успехах пересадки органов, об искусственных органах, о клонировании, о зачатии в пробирке и т.д. - должны вызывать у верующего человека отвращение и недоверие. Чрезвычайно вредны сведения по сексологии, без обладания которыми человечество обходилось тысячелетиями, воспроизводя вполне нормальное потомство. И лишь сейчас эти знания пришли вместе с падением нравственности, принеся обилие наследственных заболеваний и уродств, а также болезней половых органов.

К запретным знаниям следует отнести и парапсихологию, астрологию, уфологию (изучение "летающих тарелок"), теософию, спиритизм, духовную практику различных нехристианских религий - то есть все попытки вторгаться в горний мip без очищения сердца от страстей, без правильного поклонения Творцу этого мipa мысленного - Единому Триипостасному Богу. Такие духовные эксперименты, как известно, плохо кончаются: сумасшествием, самоубийством, противоестественным блудом, наркотической зависимостью, и, конечно, богохульством и вечной погибелью.

Не следует даже ради простого любопытства внимать подобным знаниям, ради интереса или желания опровергнуть. Все подобные знания содержат богохульство, а оно вредно действует на дух и разум. Если бы ты мог полностью отключить дух и разум от вредного влияния оккультных знаний, рассматривая их разумом со стороны! Но это невозможно. Если ты ставишь эксперимент, допустим с высокими температурами, то всячески озаботишься, чтобы наблюдаемый процесс протекал за крепкими жаропрочными стенками и никак не мог бы повредить твои глаза. А здесь ты подставляешь всего себя, свою голову и сердце этому богохульному учению совершенно открыто и непосредственно. Этот духовный эксперимент не обладает ни должной чистотой, ни, вероятно, воспроизводимостью. В ходе его душа может незаметно для самой себя сильно повредиться.

Кратко со всеми этими знаниями можно познакомиться лишь опосредовано (то есть поглядеть вооруженным глазом). Для этого есть специальная православная литература на эти темы, например сочинения иеромонаха Серафима Роуза.