Диакон Андрей Кураев

Мнение и учение в данном случае – не одно и то же, так же как не одно и то же частная запись в блоге и проповедь в храме.

Я могу сослаться на мнение авторитетных для меня священников, в конце концов, на свое собственное мнение. В разных случаях мнением Церкви может считаться мнение богословского «мейнстрима», суждение Патриарха, решение Архиерейского Синода.

Позицией Церкви может быть и мнение простого большинства духовенства, если удастся его какимто образом установить, или мнение большинства церковных изданий. За мнение Церкви можно принять суждение монастырских духовников, если есть возможность его узнать. Наконец, мнение Церкви можно выяснить, опрашивая прихожан, выходящих из храма, то есть с помощью своего рода «экзитполов» (от англ. «exit poll» – опрос на выходе).

По вопросам, которых касается вероучение Церкви, православный христианин должен быть с ней согласен. А если о чемто церковная доктрина не сформулирована – я свободен в формировании своей позиции, которую, однако, не имею права выдавать за мнение всей Церкви.

Скажем, когда меня спрашивают: «Что Церковь думает о Гарри Поттере?», – то на это я могу ответить только: «Да много чести для Гарри Поттера, чтобы Церковь о нем чтолибо думала». От имени Церкви может сказать только Собор. Но я както не могу представить себе Собора, в повестке дня которого под пунктом 15 значилось бы: «Выработка отношения к Гарри Поттеру».

В древности все както было яснее. «Предел Православия – есть чисто ведать два догмата веры – Троицу и Двоицу: Троицу неслиянную и нераздельную созерцать и ведать; Двоицу – два естества во Христе во едином Лице исповедать» (Преподобный Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, 26)1020.

Сегодня критерии, по которым люди готовы различать Православие и ересь, весьма сместились. Зато появилась поразительная легкость в вынесении приговора другим христианам – еретики, мол. Не так вели себя древние подвижники:

«Вопрос 707. Если кто скажет, чтобы я проклял Нестория и подобных ему еретиков, проклясть ли мне их или нет?

Ответ . Что Несторий и бывшие после него еретики находятся под анафемою – это очевидно, но ты отнюдь не дерзай проклинать коголибо, потому что считающий себя грешником должен оплакивать грехи свои и – более ничего. Но не надобно осуждать и проклинать коголибо…

Вопрос 708 . А кто отсюда заключит, что и я мудрствую так же, как еретики, что сказать тому?

Ответ. Скажи ему: хотя и очевидно, что еретики достойны проклятия, но я сам грешнее всякого человека и боюсь, как бы, осуждая другого человека, не осудить себя самого…

Вопрос 709. Если же я не знаю, действительно ли еретик тот, которого он просит меня предать проклятию, то как поступить мне?

Ответ. Скажи ему: «Брат! Я не знаю, как мудрствует тот, о ком ты говоришь; проклинать же того, кого я не знаю, как кажется, послужит мне в осуждение. Говорю тебе, что другой веры, кроме преданной от 318 святых отцев [Первого Вселенского Собора], я не знаю, и кто мудрствует иначе, нежели она научает, тот сам себя предал анафеме»1021.

Святитель Кирилл Александрийский, который первым осознал, что Феодор Moncyeстийский был настоящим зачинателем несторианской ереси, ради того, чтобы облегчить возвращение восточных епископов в Церковь, разрешил им поминать Феодора Moncyeстийского в диптихах, имея в виду, что сами они исповедуют православную веру. В это время Феодор уже умер (ср. Письмо 72 К Проклу Константинопольскому, PG 77,344–345). Следует еще заметить, что преподобный Феодор Студит, который хорошо известен большой строгостью, хвалил икономию святителя Кирилла (см. PG99,1085С1088ВС).