Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

I read a story about how one girl wanted to steal sweets from her mother, and so that God would not notice this, she turned the icons to the wall. This model of behavior also exists in adults. But God really knows everything. The Bible says it very well. The book of Jesus, the son of Sirach, says this: "A man who sins against his bed says in his soul, 'Who sees me?

There is darkness around me, and the walls cover me, and no one sees me: what should I be afraid of? The Most High will not remember my sins." His fear is only the eyes of men, and he does not know that the eyes of the Lord are ten thousand times brighter than the sun, and behold all the ways of men, and penetrate into hidden places" (Sir. 23:24-28). God knows all human affairs, absolutely everything, without exception.

Все нераскаянные грехи человеческие, которые не омыты Кровью Спасителя, предстанут перед лицом Господа и будут брошены Им в лицо грешникам. И все люди увидят. — А при крещении грехи смываются? — Да. — Все, даже смертные? — Да. Но, естественно, их нужно не повторять после крещения. Теперь о знании. Бог знает не только дела, но и мысли людей. Все тайны сердца.

Господь провидит все дела наши до того, как они были совершены. Он знает абсолютно всё. Именно поэтому мы не можем оценить до конца Его милосердия и не должны судить Его поступки. Бог обладает большим набором информации, чем люди. Мы говорим: какой хороший человек, как же он мог так пасть и почему Господь попустил ему это? Замечено, что чаще и сильнее впадают в грех те люди, которые считают себя очень хорошими. Самое страшное состояние — гордыня.

Помните, что самый страшный грех — гордость. Для Бога не так даже страшно убийство, как гордыня, потому что человек может убить в состоянии аффекта. А гордыня — если человек в ней останется, она его погубит, совершенно точно. Также совершенно недопустимо роптать на Бога. Ропот — тяжелый грех, вы не знаете о себе всего, что известно Богу. Не ведаете, что для вас лучше или хуже. — Что такое ропот? Критика? — Критика Бога.

Вообще-то, есть, конечно, существо, которое называется критиком или клеветником — по-гречески диаволом. — А, критика и дьявол — это одно и то же? — Ну, близко, скажем так. На самом деле, конечно, критика — немножко другое слово. «Критика» — от слова «судить». Критикую — значит, сужу, осуждаю. Но дьявол — клеветник. Мы можем о другом человеке узнать зло, это не будет никаким грехом.

Но мы не можем переносить осуждение на человека, потому что мы не знаем, что внутри человека, что в сердце человека. А Бог может судить человека, потому что Он знает всё об этом человеке. Теперь поговорим о воле Господа. Воля Его — благая и совершенная. — Что значит «благая»? — Бог есть добро. Он имеет высшую меру различение добра и зла. Он Сам благ.

Единственный, Кто является благим по Своей природе, — это Бог. — Как это — благим? — Бог — источник добра, блага. Слово «добро» в славянском переводе означает «красота». Он источник красоты, причем нравственной, то есть добро — нравственная красота. Это не только какой-то определенный набор хороших дел, морально одобряемых, как многие ошибочно думают. Нет, добро — это нравственная красота.

Итак, Его воля благая, Его воля совершенная, Его воля — источник всякого блага, Бог — кроток, смирен, Он — любовь, Он — чистота, Он — добр и милосерд. И Библия говорит, что Он — благоутробен. Как вы думаете, что значит «благоутробен»? — Благоутробный — значит, внутри? — Да. —Добро внутри? То есть, творящий внутри добро? — Нет.

Он любит людей той же любовью, которой мать любит свое дитя, утробной любовью, материнской любовью Он любит людей. Багоутробие — очень тонкое, очень глубокое понятие. Оно означает, что Бог любит людей материнской любовью, заботится о нас, как мать о своих детях. Бог праведен и милостив одновременно. Поэтому мы говорим, что правда и милость встретились в Боге. — Что значит «праведен»?

— Бог абсолютно прав во всех делах Своих. В день Суда Он всем без исключения это покажет. И всем нам, здесь присутствующим, в том числе. Бог покажет, что Он был прав во всех без исключения Своих делах, и никто не сможет Ему возразить. Все увидят Его абсолютную справедливость. Мы не можем сказать, что Бог творец зла, так? Вот Аллах — он знает, что творит зло.

Он делает зло и добро, так написано в Коране. Истинный Бог не таков. Он говорит: Я творю только благо, зло ненавистно Мне. — А войны, катаклизмы — это тоже благо? — Это бедствия, но не зло. Бедствие — это наказание, которое не во зло, а во благо, для исправления, покаяния. Бог является источником только блага. Бог абсолютно праведен, справедлив и абсолютно неподкупен.

Как говорит Писание, Бог не смотрит на лица, Он не лицеприятен. Он не берет подарков, Он не берет взяток, Ему все равно, кто человек, — царь, президент, Патриарх, бомж. Он судит и воздаст каждому по делам его ровно столько, сколько человек заслужил. — Откуда Вы это взяли? — Из Библии. Есть в Писании такие примеры. Например, царь Давид решил, что раз он царь, то ему все можно.

И согрешил, прелюбодействовав с женой своего военачальника, а его послал на войну, чтобы он там погиб. Давид думал, что ему все сойдет с рук, потому что он царь. А к нему пришел пророк и говорит: знаешь, царь, рассуди дело — жили два соседа, богатый и бедный; у богатого было множество скота, у бедного — одна овечка; к богатому пришел гость, друг, а ему не захотелось свой скот трогать, он взял и забрал единственную овечку бедняка и заколол ее для своего друга.