Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Единственный, Кто является благим по Своей природе, — это Бог. — Как это — благим? — Бог — источник добра, блага. Слово «добро» в славянском переводе означает «красота». Он источник красоты, причем нравственной, то есть добро — нравственная красота. Это не только какой-то определенный набор хороших дел, морально одобряемых, как многие ошибочно думают. Нет, добро — это нравственная красота.

Итак, Его воля благая, Его воля совершенная, Его воля — источник всякого блага, Бог — кроток, смирен, Он — любовь, Он — чистота, Он — добр и милосерд. И Библия говорит, что Он — благоутробен. Как вы думаете, что значит «благоутробен»? — Благоутробный — значит, внутри? — Да. —Добро внутри? То есть, творящий внутри добро? — Нет.

Он любит людей той же любовью, которой мать любит свое дитя, утробной любовью, материнской любовью Он любит людей. Багоутробие — очень тонкое, очень глубокое понятие. Оно означает, что Бог любит людей материнской любовью, заботится о нас, как мать о своих детях. Бог праведен и милостив одновременно. Поэтому мы говорим, что правда и милость встретились в Боге. — Что значит «праведен»?

— Бог абсолютно прав во всех делах Своих. В день Суда Он всем без исключения это покажет. И всем нам, здесь присутствующим, в том числе. Бог покажет, что Он был прав во всех без исключения Своих делах, и никто не сможет Ему возразить. Все увидят Его абсолютную справедливость. Мы не можем сказать, что Бог творец зла, так? Вот Аллах — он знает, что творит зло.

Он делает зло и добро, так написано в Коране. Истинный Бог не таков. Он говорит: Я творю только благо, зло ненавистно Мне. — А войны, катаклизмы — это тоже благо? — Это бедствия, но не зло. Бедствие — это наказание, которое не во зло, а во благо, для исправления, покаяния. Бог является источником только блага. Бог абсолютно праведен, справедлив и абсолютно неподкупен.

Как говорит Писание, Бог не смотрит на лица, Он не лицеприятен. Он не берет подарков, Он не берет взяток, Ему все равно, кто человек, — царь, президент, Патриарх, бомж. Он судит и воздаст каждому по делам его ровно столько, сколько человек заслужил. — Откуда Вы это взяли? — Из Библии. Есть в Писании такие примеры. Например, царь Давид решил, что раз он царь, то ему все можно.

И согрешил, прелюбодействовав с женой своего военачальника, а его послал на войну, чтобы он там погиб. Давид думал, что ему все сойдет с рук, потому что он царь. А к нему пришел пророк и говорит: знаешь, царь, рассуди дело — жили два соседа, богатый и бедный; у богатого было множество скота, у бедного — одна овечка; к богатому пришел гость, друг, а ему не захотелось свой скот трогать, он взял и забрал единственную овечку бедняка и заколол ее для своего друга.

Как думаешь, что заслуживает этот человек? Скажи вслух. Царь Давид в ярости закричал, что такой человек заслуживает смерти, он должен вчетверо больше отдать за то, что взял у бедняка. Тогда пророк сказал: а это ты. Это ты сделал, тебе дано было все, а ты забрал последнее у ближнего своего. Единственное, что спасло Давида, — глубокое раскаяние перед Богом.

Наказание к нему пришло, мы знаем: Авессалом, сын его, стал против него, как и обещал Бог, чтобы люди не думали, что Бог оставляет зло без наказания, что Он со злом примирился. Многие считают, что Бог со временем примиряется со злом. Некоторые думают: это давно было, травой поросло, никто и не помнит, значит, и зла нет, забылось... Так ли это?

Зло от времени не проходит, зло смывается только Кровью Христовой. Это очень важно. Церковное Предание говорит, что в день смерти человеку представляется все то зло, которое он сделал и не раскаялся. Поэтому очень важно покаяние. Да, зло, то, что было сделано, смывается крещением, а у крещеных — покаянием, но необходимо его больше не повторять никогда.

Но, с другой стороны, Бог милостив. Потому что, если была бы одна справедливость, как вы думаете, много ли нас здесь сидело бы? Я почему-то подозреваю, что ни одного, если честно. Или кто-то здесь сидел бы? — Надо подумать. — Да. Вот многие требуют справедливости от людей и от Бога. И забывает человек, что справедливость Божия непременно придет, но как бы она по нему не ударила.

Справедливости хотеть хорошо, но праведности стоит желать больше. Нужно хотеть быть праведным, то есть — подобным Богу. И милость Бога проявляется в том, что Он действительно долготерпелив. На самом деле все, что происходит на земле, объясняется долготерпением Бога. Он терпит, ждет, пока люди обратятся, чтобы они могли спастись. Почему до сих пор история мира не закончилась?

Потому что Бог ждет, чтобы люди пришли к Нему. Он ждет, пока мусульманские народы, наконец, образумятся и придут к Нему, Он ждет, пока языческие народы образумятся, прекратят кланяться идолам и придут к Нему. Он ждет, когда богоотступники покаются и придут к Нему, потому что Он не хочет смерти грешников, Он не хочет, чтобы хоть кто-то погиб. — А если родился мусульманином? — У меня мама мусульманка была. Я из мусульманской семьи.

Но если человек ищет истину, он ее обязательно найдет. — Чем дальше мы живем, тем хуже обстановка в мире, страшно жить, на что Бог надеется? — У Бога про все написано, Он конкретно знает обо всем, что будет. Он не предполагает что-то, Бог вообще ни на что не надеется, Он прекрасно знает, что будет с человеком. — Почему же Он не прекращает беды?