Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И мы знаем, что Серафимы, которые стоят перед лицом Бога, закрывают глаза, чтобы не быть попаленными полыхающим пламенем, предельным сиянием. И сказано, что Бог обитает во мраке. — Почему, в каком мраке? Он, Свет, во мраке обитает, как это? — Мрак от избытка света возникает, знаете? Предельный свет, он просто ослепляет глаза, поэтому и мрак. Как на солнце смотреть больно.

Поэтому многие и говорят, что Бог во мраке обитает. От избытка света исходящего, не от недостатка, а наоборот. Но, тем не менее, нам в Писании обещано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Нам обещано, что мы увидим Бога лицом к Лицу, что мы Его познаем и будем подобны Ему, и Бог поселяется в нас, и Бог Отец, Сын, Дух Святой живет в нас, входит в наши сердца и живет там.

Это нам обещано Словом Божиим: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12). «... вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6,16). И этим, собственно, живет Церковь. Множество святых живут этим. — Как это объяснить?

— Дело в том, что Церковь Православная различает Бога, Его сущность и Его силы, энергии, благодать. Сущность Бога — несообщима и непостижима. Почему? Потому что она абсолютно бесконечна. Но Бог проявляет себя в Огне. Он является в Сиянии, в Свете Своем неприступном, в Своих силах. Он являет Себя как крепкое могущество, которое входит в нас.

Сила Божия, которая нас спасает, называется благодатью. Это нетварная, несотворенная вечная сила Бога, не зависящая от творения. Бог сиял бы и исходил бы из Своей сущности вне зависимости от творения. Эта сила называется в Библии еще славой Бога, это сияние Бога. В этом свете Христос явился апостолам на горе Фавор, помните? Они видели славу Царства. Господь сказал апостолам: «...

есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр.9,1). И они увидели Христа сияющего, они увидели Царствие Божие. Так что это и есть Царство Бога, вечное Царство, до начала времен начавшееся, вечное сияние. И вот эта благодать, вот эта сила, она сообщима людям. — Что такое «энергия Бога»?

— Это сила Бога, она, собственно, по-гречески и называется «энергия». Это не касается космической энергии, она — над космической. Ее нельзя измерить. Как можно измерить материальным свойством нематериальную силу? Но результаты ее действия вполне очевидны и измеримы. Чудо само как произошло, мы не можем понять, но результат мы можем проверить.

Эта сила Божия, она действует на некоторых извне, на некоторых — изнутри. Извне она действует на некрещеных. Нет людей, которые были бы чужды силе Бога. Если бы от вас рука Бога ушла, как думаете, что могло случиться? — Умерли бы. — Просто исчезли бы! Не просто умерли, исчезли. Потому что нас держит рука Божия в данный момент. Вот эта сила поддерживает всю вселенную.

Блаженный Венедикт Нурсийский однажды увидел Бога, сияющего во славе Своей, как из Него исходило бесчисленное множество лучей; и на одном лучике висела вся вселенная наша. Представляете, насколько велика бесконечная мощь Бога? Он может творить еще бесконечное множество вселенных, и самое интересное, что Его сила не уменьшится ни на грамм, потому что сила абсолютно бесконечна.

И вот эта сила, она входит в человека через Таинства. В Таинстве крещения в человека входит сила Божия, человек приобретает глаза для того, чтобы видеть Бога, потому что видеть Бога можно только Богом. Святой первомученик Стефан был в Духе Святом, он видел Бога. В Крещении человек одевается во Христа. В Миропомазании, во втором Таинстве, Дух Святой входит в человека.

Благодать Святого Духа дает ему силу к творению добрых дел. Каких? Дел, угодных Богу. Ведь не всякое доброе дело угодно Богу, так ведь? Например, когда такое дело ради корысти делают, оно вроде доброе, а Богу неугодно. Или ради человека делают доброе дело. Оно, конечно, Богом не будет отброшено, но человека не спасет именно потому, что доброе дело само к благодати Божией не приводит. Благодать дается когда?

Она так и называется «благой дар», благодать. Ее можно утратить, потому что Бог Себя человеку не навязывает. Например, человек ушел в секту и потерял благодать Божию, хотя печать Крещения на нем остается несмываемой. И такого человека Бог может возродить, если он вернется и покается. И особенно благодать Божия дается через Святое Причастие, когда в нас входят Тело и Кровь Господни и делают наше тело частью Тела Христа, членом Тела Христова.

Поэтому причащаться нужно как можно чаще, вы знаете. Потому что в нас живет сила Божия. И благодать усваивается нами через добрые дела, ради Бога сделанные. — А Миропомазание как часто бывает? — Один раз в жизни, после Крещения, и благодать действует в нем. Итак, человек спасается каким образом? Усваивая добрые дела; через добрые дела, через Святые Таинства, через веру. Если нет веры, все добрые дела пусты. А вера должна быть какая? Православная.

То есть правильная, правильно славящая Бога. Православная вера означает — «правильно славящая Бога», то есть не еретическая, изначальная вера, апостольская вера, вот в этом смысле. Слово «православие» — это термин на самом деле искусственный, мы в Символе Веры даже не говорим, что мы веруем в Православную Церковь. Почему? Мы веруем в Единственную Святую Соборную Вселенскую Кафолическую и Апостольскую Церковь.