Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И поэтому Откровение нам дается в обоих видах: Писание и Предание, они одно без другого не существуют. Писание нужно для того, чтобы не подменить Предание Божие преданием человеческим, а Предание — для правильного понимания Писания. Потому что без этого будет миллион ложных толкований. Это все — едино. В едином и целом держится. — Кто такой Святой Дух?

— Это Тот, Кто исходит от Бога Отца, это тоже Бог. Одно из трех Лиц единого Бога. Третья Личность Бога, равная Отцу и Сыну. — То есть, Бог породил Святой Дух так же, как и Сына? — Нет, Он извел Святого Духа иным образом, чем Сына. Мы знаем, что иным образом, но не ведаем, каким. Григорий Богослов пишет: «Ты спрашиваешь меня, чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа, отвечаю — объясни мне для начала, что такое есть Безначальность Отца, как может нечто быть абсолютно безначальным, объяснишь мне, я тебе объясню потом и то, и другое, и мы попадем в сумасшедший дом».

— Зачем отвечать вопросом на вопрос? Почему он не может ответить — я не знаю? — А ответ такой же. Мы знаем, что иным образом, но не знаем, каким, как мы не знаем в принципе, что такое рождение, так ведь? Вот и всё. Мы знаем, что Отец породил Сына, но как — не ведаем. Известно, что Дух Святой исходит от Отца иным образом, чем Сын, но как, мы не знаем.

— Но сказать, что Бог породил Святой Дух, это неправильно? — Да, потому что Сам Бог говорит, что Он Его извел. — В общем, Святой Дух исходит от Отца. И на этом всё? — Да. Таким образом, мы знаем, что это три Личности. Четко видим, что их три «Я», три Самосознания, понимаете. А источник Божества — один, поэтому и Бог один. Почему мы не верим в трех Богов? Потому что источник Божества — Отец. Он источник и Сына, и Духа.

Поэтому не три Бога у нас, а Один Бог, имеющий Свое Слово и Святого Духа. — Скажите, а что значит — «соединиться с Богом»? — Вот к этому я как раз сейчас и хотел перейти, к этому вопросу. — А можно сказать, что Святой Дух — это составная часть? — Бог не состоит из частей, Бог — простое Существо, не состоящее из частей. Он един в трех Личностях, в трех «Я». — А как вообще правильно говорить?

— Три Личности, у каждой их которых есть собственные свойства: у Отца — нерожденность, у Сына — рождение, у Духа — исхождение. Это три свойства, которые отличают одну Личность от другой, вот и всё, во всем остальном они полностью равны друг другу. Давайте теперь перейдем к вопросу, что значит — соединиться с Богом. Вот важнейший вопрос!

Есть Дух Святой, то есть от Него можно святость получить. А что такое святость? Святость — что-то запредельное, запредельные силы... Мы знаем, что Бог непостижим. Он говорит: «... человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). И апостол Павел пишет: «... блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6,15-16).

И мы знаем, что Серафимы, которые стоят перед лицом Бога, закрывают глаза, чтобы не быть попаленными полыхающим пламенем, предельным сиянием. И сказано, что Бог обитает во мраке. — Почему, в каком мраке? Он, Свет, во мраке обитает, как это? — Мрак от избытка света возникает, знаете? Предельный свет, он просто ослепляет глаза, поэтому и мрак. Как на солнце смотреть больно.

Поэтому многие и говорят, что Бог во мраке обитает. От избытка света исходящего, не от недостатка, а наоборот. Но, тем не менее, нам в Писании обещано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Нам обещано, что мы увидим Бога лицом к Лицу, что мы Его познаем и будем подобны Ему, и Бог поселяется в нас, и Бог Отец, Сын, Дух Святой живет в нас, входит в наши сердца и живет там.

Это нам обещано Словом Божиим: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12). «... вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6,16). И этим, собственно, живет Церковь. Множество святых живут этим. — Как это объяснить?

— Дело в том, что Церковь Православная различает Бога, Его сущность и Его силы, энергии, благодать. Сущность Бога — несообщима и непостижима. Почему? Потому что она абсолютно бесконечна. Но Бог проявляет себя в Огне. Он является в Сиянии, в Свете Своем неприступном, в Своих силах. Он являет Себя как крепкое могущество, которое входит в нас.

Сила Божия, которая нас спасает, называется благодатью. Это нетварная, несотворенная вечная сила Бога, не зависящая от творения. Бог сиял бы и исходил бы из Своей сущности вне зависимости от творения. Эта сила называется в Библии еще славой Бога, это сияние Бога. В этом свете Христос явился апостолам на горе Фавор, помните? Они видели славу Царства. Господь сказал апостолам: «...

есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр.9,1). И они увидели Христа сияющего, они увидели Царствие Божие. Так что это и есть Царство Бога, вечное Царство, до начала времен начавшееся, вечное сияние. И вот эта благодать, вот эта сила, она сообщима людям. — Что такое «энергия Бога»?

— Это сила Бога, она, собственно, по-гречески и называется «энергия». Это не касается космической энергии, она — над космической. Ее нельзя измерить. Как можно измерить материальным свойством нематериальную силу? Но результаты ее действия вполне очевидны и измеримы. Чудо само как произошло, мы не можем понять, но результат мы можем проверить.