Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Дело происходило в Турции, где христиан пытали, поэтому тот человек очень боялся. И пошел для утешения в храм Божий, как обычно все христиане делают. И там услышал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10,32-33).

И когда пришли турки, он им сказал: я христианин. Даже на формальный вопрос: как тебя зовут, он говорит: меня зовут христианин. Кто ты по национальности? Христианин. Его пытали чуть ли не сорок дней непрерывно. Потом после пытки вытаскивают его из пыточной, тащат его опять на суд, спрашивают его: как ты, теперь, сейчас-то хоть ислам примешь? Он говорит: хотите увидеть, кто я такой, развяжите мне руку.

Ему развязывают руку, он ею крестится, крестное знамение на себя накладывает. Ему отрубили голову, и он отошел на Небеса. Вот видите, как слово Божие преобразило человека! А есть еще примеры. Но на самом деле это касается не только слова Божия, вообще Предания Церкви. Вся церковная жизнь преображает человека. Был случай, когда один мусульманский фанатик, террорист, варвар во время набега мусульман на Российскую Империю отстал от армии.

Армия была огромная, но он остался один. И стал фанатиком, как бы ваххабит, если сказать по-нынешнему. Он считал, что Аллах требует от него убивать всех, особенно христиан, особенно священников. И однажды он с желанием убить священника зашел в храм, где совершалась литургия. Он ждал, желая убить священника, как только литургия закончится. И тут увидел, что на Чашу сходит пламя с неба, и там Христос, в этой Чаше.

И он упал на колени и просил прощения у Бога. И сказал священнику, кто он, рассказал ситуацию, принял Святое Крещение. Потом сказал, что он — нечестивец, столько душ загубил, поэтому недостоин на ногах ходить, как люди, а, как зверь, будет ходить на четвереньках. Он только на четвереньках ходил, считая себя недостойным. Вот так изменился, просто удивительно.

Это — действие Божией силы, которой до сих пор живет Церковь Православная. Так что Бог не замолчал, Бог говорит. Библию мы, православные христиане, читаем как часто? — Ежедневно. — Христианин православный, который не почитал хотя бы день слово Божие, совершает грех и должен в нем каяться. Почему? Потому что слово Божие написано для человека.

— Скажите, а как все Евангелие прочитал, снова начинаешь, да? — Да. И не только Евангелие, но и всю Библию. Но понимать ее нужно так, как понимает Церковь. Не отсебятина должна быть, а как понимали все святые Отцы. Почему? Они жили по слову Божию, и они были как бы олицетворением Евангелия. Подражайте им, и Господь будет с вами. Вот что я хотел сегодня рассказать.

  О ЗАПОВЕДЯХ БОЖИИХ Сегодня мы будем говорить о заповедях Господних: что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Православной Церкви. Как вы в обычной жизни это определяете? — Существуют разные нормы. Те, которые во всех учебниках прописаны, их и придерживаются. Скажем, можно понять, что добро — это когда какие-то финансовые средства идут в помощь нуждающимся.

Наверное, это одно из самых главных дел, чем может заниматься человек, — благотворительность. — А вот, например, деятельность героиновой мафии, которая занимается благотворительностью специально для вывода из героиновой зависимости, чтобы потом снова подсадить. Это добро или зло? Это та реальность, с которой мы сталкиваемся. Тоже благотворительность, между прочим. Внешне благотворительность, формально. — В принципе, да. — Почему я это спрашиваю?

Потому что нормы-то общества бывают разные. Например, в нашем обществе есть совершенно безобразная норма — делать аборты. Причем достаточно многие считают, что это правильно. Как вы думаете, с точки зрения нормального человека: разве это может быть нормой — убивать других людей? Убивать просто невинного человека, беззащитного, слабенького. — Но есть и другая сторона, многие считают, что если мать не может прокормить ребенка... — .значит, его надо убить.

— Зачем нам его мучения — это как оправдание такое... — Это очень интересное оправдание. Давайте посмотрим дальше: вот человек заболел, и его очень сложно прокормить. Поэтому знаете, что мы сделаем? Мы убьем его — и всё! В принципе логично было бы, так? А древние якуты так и делали. До принятия христианства в Якутии был такой обычай, что стариков уводили в тундру и оставляли там без еды. И это считалось нормальным. А зачем лишний рот?

Он же работать не может, пользы обществу не приносит. Его не прокормишь. Поэтому лучше пусть его там волки съедят. А было еще такое племя, жило оно в южных предгорьях Урала, — они обычно своих родителей, когда те становились старыми, беспомощными, душили и съедали. И мясо зря не пропадает, и получается такая вот польза обществу. О чем это говорит?

О том, что общественные нормы — это вещь очень такая, мягко говоря, своеобразная. В нормальных обществах до недавнего времени за аборты давали или смертную казнь, или ссылали лет на десять, как это, например, было в Российской Империи. А сейчас это считается нормой и, более того, это считается правом человека. Я не понимал и до сих пор не могу понять, как это может относиться к правам человека.

Или, например, до совсем недавнего времени практически во всех странах была такая норма, что прелюбодеяние и гомосексуализм являлись преступлениями. Причем преступлениями против государства, которые наказываются тоже или смертной казнью, или какими-нибудь длительными сроками заключения. Но сейчас это тоже считается нормой, сейчас прелюбодеяние даже воспевается в миллионах песен. Общественные нормы изменились.