Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Бывают, конечно, взаимовыгодные обмены страстей — иногда страсти уходят, чтобы обменяться на более сильную страсть. Это бывает очень просто, например: человек бросает курить для того, чтобы больше уважать себя. Происходит обмен шила на мыло, меняет меньшую страсть курения на большую страсть гордыни. А гордыня — это страсть куда большая. Можно не иметь никаких страстей, кроме гордыни, но и одной гордыни хватит для того, чтобы человек ушел на дно ада.

— А за карбонат тоже уйдет на дно ада, за то, что съел карбонат? — Не знаю насчет дна, но если человек сознательно делает и не раскаивается потом, то, конечно, будет за всё отвечать. — Как человек отвечает за всё, как это определяется? — В зависимости от человека все и определяется. Для человека, который не знает ничего о посте, для него это грехом вообще не является, потому что он и не знает ничего про пост.

А для человека, который знает о посте и сознательно его нарушает, для него, естественно, ответственность больше. Потому что грех не в карбонате, конечно же, а в том, что его не вовремя употребили. — А если некий человек работает физически тяжелым трудом, и ему действительно нужно много есть? — Как вы думаете, Илия Муромец был хилый человек, наверное, слабенький был человек? — Не хилый, но тем не менее... — .не работал совершенно Илия Муромец?

— Но во время поста тоже нужны силы. — Я вам привожу совершенно конкретный исторический пример — Илия Муромец. Это вполне историческая личность, он скончался в конце одиннадцатого века, мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, он невысокого роста — два метра двадцать сантиметров, вот такой всего лишь. В ширину у него там тоже, по-моему, только метра полтора.

Наши амбалы все по сравнению с ним — карлики. Вы можете сами сходить и посмотреть на его мощи. Вы знаете, как он питался? Даже былина есть об этом, историческая, да и доказано недавно было. Встреча Илии Муромца с чудищем подробно описывается в былине. Под чудищем подразумевается, скорее всего, какой-нибудь великан из Хазарии иудейской. И спрашивает чудище: ты сколько ешь, Илия Муромец, что хочешь со мной сразиться?

Он ему говорит: я съем в день калач, выпью чару воды — и сыт. Ну, хилый человек, согласитесь. А тот говорит: ты со мной точно не справишься, я съем полбыка и полтысячи калачей, вот тогда я сыт. Ну и что? Илия Муромец берет его и побеждает. Это действительно так, на самом деле. Почему? Потому что количество калорий, которое получает человек, зависит не от количества еды, которую он съест, а от степени усвояемости, объективно.

Бывает, человек ест-ест, ест-ест, а ничего — всё голодный. — Если степень усвояемости у тех, которые, допустим, едят мясное, и степень усвояемости у тех, которые едят не мясное, одинаковая. — Она разная. Поэтому даже врачи говорят, что одному полезно есть мясо, а другому — овощи. — Тем не менее, как тогда можно питаться, каким образом тогда Илия Муромец получал необходимые калории? — Так и питался, калачом и водой. И ничего. И побеждал. — И что, он только этим и питался? — Да. — А почему он не слабел физически? — Потому что он Богу служил. Бог ему давал силы.

Посты ведь предназначены не для того, чтобы человек диету соблюдал. Что включает в себя пост? Кроме воздержания от мяса, молока, яиц, рыбы, что еще? Еще предполагается ходить больше в храм, больше читать слово Божие, больше делать добрых дел. Тогда Божии силы будут непосредственно приходить. Это не пустые слова, не какие-то фантомы. Божия сила — это реальность, которую даже пощупать можно.

Только она гораздо более мощная, чем что бы то ни было. Поэтому и силы даются. Антоний Великий ел только два раза в неделю. Сорок лет он так питался обычно. Но он ни разу не болел, был очень сильный физически, мог пешком по полтысячи километров проходить, чего, я думаю, никто из нас не сделает. Он жил в глухой пустыне, я как раз недавно был в этом монастыре.

Там до источника ему надо было полтора километра в один конец ходить за водой, и он носил на себе эту воду сам и дожил до ста тридцати лет. И ничего. А потому что Божия сила на самом деле действует, понимаете, — это не фантазии и не сказки. Человек же, который говорит, что, мол, мне сил не хватит, обычно попросту не доверяет Богу. Помните, что любой грех связан с непослушанием Богу.

У нас в Церкви грех нарушения поста связан в данном случае с маловерием. Страсти лечатся чем? Лечатся они, конечно, искренним раскаянием и силой Бога, которая дается в Таинстве, Таинстве покаяния или крещения. Если человек не крещен, значит, он крестится и получает силу Бога, для того чтобы справиться со страстями. Крещеный человек для борьбы со страстями кается и причащается и также получает силу Бога.

Но нам недостаточно просто не делать зло. Знаете, часто люди говорят: у вас там одно «нельзя» — нельзя то, нельзя сё. А что же можно? Есть такая книга, называется «Петр Дамаскин», там он приводит список из двухсот семидесяти шести добродетелей, которые можно делать вместо страстей. Наверное, достаточно? И это только начальные добродетели, а дальше еще есть.

То есть человек усваивает себе свойства Самого Бога. И эта работа продолжается бесконечно, бесконечное уподобление Создателю. Но что такое добродетель, как вы думаете? — Когда делают добро. — Просто? Чем тогда добродетель от доброго дела отличается? — Добродетель — это навсегда, наверное, а доброе дело один раз сделал, и всё. — Да.

Добродетель — это добро, вошедшее в привычку. То есть, наша цель — не просто сделать добро. Многие люди говорят: ну, я же добро делаю. Задача человека — не просто делать добро. Задача человека — сделать так, чтобы добро вошло у него в привычку. Например, если человек раскаивается в каком-то грехе, что он должен делать?