Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Если они не помогают людям, если они воры, они за это ответят. Есть два надежных способа, как говорит один мудрый греческий священник, получить пулю в лоб или быстро стать бедным. Это воровать и работать в праздники. — Стремиться к богатству — это плохо, да? — Ну, конечно же. Кто любит серебро, тот никогда не насытится. И это, действительно, правда, разве не так?

Есть даже выражение — денег никогда не бывает много. — А если стремиться обогатиться, чтобы потом бедным помогать? — Нет, это обман, это самообман. — А для того, чтобы существовать? — Опять-таки, мы работаем и получаем то, что нам нужно. Но мы не привязываемся к этому, понимаете, мы не стремимся к этому. Человек, который стремится к богатству, он никогда не сможет нормально жить.

Если человек работает нормально, стремится к Богу, то и богатство к нему само потечет, это давно замечено. А если человек стремится к богатству, оно к нему придет, а потом уйдет, произойдет деноминация какая-нибудь, новая техническая революция — и все деньги утекут. Мне рассказывали мои знакомые: как-то они приехали на дачу — у нас в деревне дом, — там разбирали дровяник, прежние хозяева умерли, и в дровянике нашли такой мешок с двадцатипятирублевками и пятидесятирублевками, там лежало пятьдесят тысяч советских рублей.

Ну и что, помогли им эти пятьдесят тысяч рублей? Бог всегда так делает, чтобы человек не привязывался к деньгам. Человек, привязанный к деньгам, — это покойник самый настоящий. Царь Давид говорил: богатство течет, не прикладывай к нему сердца. А человек, который ворует, свою мзду получает от Бога. Опять-таки, кто самый быстроумирающий пласт населения в России? Это воры и богатеи. Их расстреливают.

Я как-то в «Криминальной России» смотрел криминальные новости, там говорилось, что на Рублевском шоссе в месяц совершается в среднем по три заказных убийства. Это на одном шоссе, маленьком. И это естественно, потому что просто Бог наказывает за это таким образом, и всё. Следующая заповедь говорит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20,16).

То есть, нельзя ни самому лжесвидетельствовать, ни слушать лжесвидетельства. Нельзя лжесвидетельствовать на суде, нельзя клеветать на человека, потому что Бог есть Истина, и ложь отвратительна для Него. Нельзя человеку вообще лгать. Человек должен говорить правду. Человек должен жить в истине. Естественно, нельзя матюгаться, ругаться и тому подобное, это само собой понятно. Не осквернять свою речь.

Речь — дар Божий, который должен быть использован во благо. Эта заповедь запрещает также очень любимое барышнями занятие, такое как перемывание костей друзьям и подругам, потому что сплетничание — это один из видов клеветы и лжи. И эта заповедь требует, чтобы человек говорил правду и истину, жил в истине. Речь нам дана для того, чтобы мы хвалили Бога и хвалили ближних, но не для того, чтобы мы хвалили сами себя или лгали и клеветали.

И, наконец, последняя заповедь, тоже очень непопулярная, ну, она, впрочем, всегда была непопулярная, гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20,17). То есть, не завидуй. Почему? Потому что, если ты завидуешь, значит, ты опять недоволен Богом: как мне, такому хорошему, Бог не дал . — Но есть белая зависть...

— Да, она знаете, где хорошо описана? У Пушкина Александра Сергеевича в сказке о золотой рыбке. Там классическая белая зависть: я не хочу чьего-то, я хочу такого же. Это форма белой зависти. — Нет, но все-таки радуешься, что у других хорошо. — А вот радость — это хорошо. Смотрите, когда радость возникает, как источник этой радости мы Бога узнаем и тогда говорим: слава Богу!

Вот верная такая примета, что это доброе чувство, что это хорошо. И как зависть лечится, что противоположное бывает? Вот вы видите, например, у кого-то есть свой личный вертолет, и говорите: слава Тебе, Господи, что у него есть личный вертолет! Господи, дай ему еще личный самолет. Это вот хорошее чувство. Это называется сорадование. Таким образом зависть лечится, если она есть.

А если я говорю: у тебя есть вертолет, хочу чтобы и у меня такой же был, — это зависть. — Это зависть разве — ну чтобы и у него осталось, и у тебя тоже. — Ну, понятно, и приводит ровно к тому, к чему привело старуху: приводит это к разбитому корыту, аккуратно-аккуратно. Так и происходит на самом деле, потому что зависть — ненасытное чувство, абсолютно ненасытное.

Завистник — единственный человек, который никогда не получит ни малейшего удовольствия от своего греха. Блудник получит короткое удовольствие, а потом будет долго плакать, а вот завистник никогда не получит. Потому что если я получу вертолет такой же, как у вас, так сразу захочу такой же, как у вас, самолет; получу такой же самолет, как у вас, захочу такой же, как у вас, дом на Канарах и так далее, и так до бесконечности, пока не окажусь бомжем в подъезде. Почему так происходит?

Потому что зависть — это вещь, которая уничтожает человека в буквальном смысле, так что давайте не завидовать, исполнять заповеди Господни, и пусть благодать Божия будет с вами.   о тайне боговоплощения — Мы вам сейчас дадим тексты Символа Веры, и вы должны будете их выучить.

Символ Веры исповедуется, провозглашается перед началом Таинства священником. Это та вера, в которой мы надеемся получить Царствие Небесное, тот ключ, которым мы отверзаем Небеса. И вот сегодня у нас пойдет речь о самой сердцевине нашей веры, о второй главной тайне христиан, о Тайне Боговоплощения. Первая главная тайна христиан — это вера в то, что Бог триедин: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная, как Он явился в Крещении на Иордане.