Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Итак, мы верим, что Он есть Любовь, потому что Он — триединый Бог. Но об этом мы говорили на нашей первой беседе. А сегодня мы поговорим о второй главной тайне христиан, о Таинстве Боговоплощения. Потому что мы верим в то, что Христос — это наша главная Надежда, Путь, ведущий к Отцу. Но часто возникает вопрос: Кто Такой Христос?

Когда Господь задал такой вопрос ученикам Своим, Он сказал: за Кого почитают Меня люди, Сына Человеческого? Вот как вы на этот вопрос ответите? — Бог Отец послал нам Своего Сына, Божий Сын нас спасает от грехов. — Так, правильно. Это очень важно, потому что некоторые люди так не считают. Почему? Потому что очень многие люди считают, что Христос — это просто посланник, просто Учитель, Который говорит высокие слова о добре, учитель нравственности. Но это не так.

Дело в том, что Господь не выдавал Себя за Учителя нравственности. Христос в Евангелии поставил очень четкое требование. Он сказал, когда у Него спросили, Кто Он: «. от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8,25). Он сказал: «... истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58). Он сказал: «... прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17,5)

Итак, зачем, собственно говоря, Ему было дано имя Иисус? Имя Иисус что означает в переводе, кто знает? — Спаситель. — Да, Спаситель. Спаситель, потому что, как сказано в Евангелии, «...и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21). А действительно, вот это слово — «спаситель» — предполагает, что человека нужно спасать. А от чего спасать?

Ну, в первую очередь, от грехов, мы уже сказали, да. А еще от чего нужно человека спасать? Вообще, человек нуждается в спасении, как вы думаете? Или не нуждается? — Нуждается. — А многие люди говорят: а мы сами с усами, мы сами можем всё, что захотим, никто не даст нам избавления. Помните: «ни Бог, ни Царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой»? Любимый гимн безбожного человека.

Но в спасении все-таки человек нуждается, любой человек, даже если он неверующий, он хоть знает, что есть такая вещь, с которой ты не поспоришь, поэтому об этой вещи многие предпочитают не думать. Вещь, называемая смертью. Человек может избавиться от смерти своими силами? Нет. А Кто может избавить от смерти? Может ли один человек другого человека избавить от смерти?

Человек не может другого человека от смерти избавить. А может ли, например, Ангел, то есть бесплотный дух, сотворенный, избавить человека от смерти? — Ангел может своим заступничеством. — Нет, сам. Не может. Почему, знаете? Потому что Ангел — существо сотворенное, то есть имеющее начало, а то, что имеет начало, может иметь конец. Поэтому, естественно, то, что имеет начало, то есть Ангел, например, он не может избавить человека от смерти.

И точно так же, конечно, не может избавить человека от смерти враг, дьявол. Дьявол — он вообще убийца, ненавидит людей и хочет убить всех. Тем более он не будет избавлять человека. Итак, получается, что человека на земле никто не может от смерти избавить. Кто может избавить? Только Тот, Кто сотворил человека изначально. Это очень важно! Почему в христианстве считают одним из важнейших догматов догмат творения? Почему?

Потому что если человек не сотворен Единым истинным Богом, а если, например, от обезьяны произошедший (знаете, есть такие глупые люди, которые думают, что человек от обезьяны произошел, в школах даже преподают такую глупость), то Богу просто ни к чему его спасать, незачем, понимаете, он же чужой, он не Его творение. Он совершенно для Него чужое, лишнее существо.

Но Церковь верит и знает точно, — не только верит, но и знает, — на собственном опыте знает, что Бог есть Творец всемогущий и Он сотворил всего человека, и тело и душу человека. Это очень важно, потому что многие люди говорят, что душа — это, знаете ли, вот что: весь человек это душа, а тело — как оболочка. Слышали, наверно, такие разговоры.

Вот такие разговоры очень популярны сегодня, и отсюда, например, вытекает: что бы ты ни делал с телом, душа может быть хорошей. На популярном уровне звучит так: я, например, телом жене или мужу изменяю, а душой я всегда с ним. Но это, конечно же, простите, самообман. И к истине это никакого отношения не имеет. Бог — Творец и тела, и души человека.

Поэтому, конечно же, нужно, чтобы Сам Творец пришел и спас человека. И как это происходит? Происходит это таким удивительным образом, что Сын Истинный, Сияние Отца и вечное Самооткровение Отца, становится Человеком. По какой причине? Нуждался ли Бог в том, чтобы спасти человека? Вот как вы можете сказать? Нуждался или не нуждался? Он был обязан спасать людей? Бог обязан — можно так сказать? Бог не обязан, нет, конечно же.

Скорее была бы понятна такая позиция: если тебе предложили по-хорошему, а ты не захотел — ну и гуляй, пожалуйста, выбрал, так живи по-своему. В принципе, Он бы мог так сказать, и никто бы Ему ничего не возразил. Просто людей Ему стало жалко. По любви Своей к людям посылает Бог Сына Своего, Свое вечное Самооткровение, в мир, чтобы людей укрепить нетварной Божественной силой. Чем может быть преодолена смерть? Только бессмертным по природе.

Только Тот, Кто никогда не начинался, может преодолеть смерть. Кто может избавить грех, искупить грех? Только Тот, Кто свят. Только Он может выжечь грех из корней его. Кто может преодолеть проклятие? Тот, Кто проклял. Только Тот, Кто проклял. Ведь Бог проклял человека. Почему? По справедливости. Справедливость требует: зло должно быть проклято. И зло было проклято.