Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И, наконец, последняя заповедь, тоже очень непопулярная, ну, она, впрочем, всегда была непопулярная, гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20,17). То есть, не завидуй. Почему? Потому что, если ты завидуешь, значит, ты опять недоволен Богом: как мне, такому хорошему, Бог не дал . — Но есть белая зависть...

— Да, она знаете, где хорошо описана? У Пушкина Александра Сергеевича в сказке о золотой рыбке. Там классическая белая зависть: я не хочу чьего-то, я хочу такого же. Это форма белой зависти. — Нет, но все-таки радуешься, что у других хорошо. — А вот радость — это хорошо. Смотрите, когда радость возникает, как источник этой радости мы Бога узнаем и тогда говорим: слава Богу!

Вот верная такая примета, что это доброе чувство, что это хорошо. И как зависть лечится, что противоположное бывает? Вот вы видите, например, у кого-то есть свой личный вертолет, и говорите: слава Тебе, Господи, что у него есть личный вертолет! Господи, дай ему еще личный самолет. Это вот хорошее чувство. Это называется сорадование. Таким образом зависть лечится, если она есть.

А если я говорю: у тебя есть вертолет, хочу чтобы и у меня такой же был, — это зависть. — Это зависть разве — ну чтобы и у него осталось, и у тебя тоже. — Ну, понятно, и приводит ровно к тому, к чему привело старуху: приводит это к разбитому корыту, аккуратно-аккуратно. Так и происходит на самом деле, потому что зависть — ненасытное чувство, абсолютно ненасытное.

Завистник — единственный человек, который никогда не получит ни малейшего удовольствия от своего греха. Блудник получит короткое удовольствие, а потом будет долго плакать, а вот завистник никогда не получит. Потому что если я получу вертолет такой же, как у вас, так сразу захочу такой же, как у вас, самолет; получу такой же самолет, как у вас, захочу такой же, как у вас, дом на Канарах и так далее, и так до бесконечности, пока не окажусь бомжем в подъезде. Почему так происходит?

Потому что зависть — это вещь, которая уничтожает человека в буквальном смысле, так что давайте не завидовать, исполнять заповеди Господни, и пусть благодать Божия будет с вами.   о тайне боговоплощения — Мы вам сейчас дадим тексты Символа Веры, и вы должны будете их выучить.

Символ Веры исповедуется, провозглашается перед началом Таинства священником. Это та вера, в которой мы надеемся получить Царствие Небесное, тот ключ, которым мы отверзаем Небеса. И вот сегодня у нас пойдет речь о самой сердцевине нашей веры, о второй главной тайне христиан, о Тайне Боговоплощения. Первая главная тайна христиан — это вера в то, что Бог триедин: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная, как Он явился в Крещении на Иордане.

Итак, мы верим, что Он есть Любовь, потому что Он — триединый Бог. Но об этом мы говорили на нашей первой беседе. А сегодня мы поговорим о второй главной тайне христиан, о Таинстве Боговоплощения. Потому что мы верим в то, что Христос — это наша главная Надежда, Путь, ведущий к Отцу. Но часто возникает вопрос: Кто Такой Христос?

Когда Господь задал такой вопрос ученикам Своим, Он сказал: за Кого почитают Меня люди, Сына Человеческого? Вот как вы на этот вопрос ответите? — Бог Отец послал нам Своего Сына, Божий Сын нас спасает от грехов. — Так, правильно. Это очень важно, потому что некоторые люди так не считают. Почему? Потому что очень многие люди считают, что Христос — это просто посланник, просто Учитель, Который говорит высокие слова о добре, учитель нравственности. Но это не так.

Дело в том, что Господь не выдавал Себя за Учителя нравственности. Христос в Евангелии поставил очень четкое требование. Он сказал, когда у Него спросили, Кто Он: «. от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8,25). Он сказал: «... истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58). Он сказал: «... прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17,5)

Итак, зачем, собственно говоря, Ему было дано имя Иисус? Имя Иисус что означает в переводе, кто знает? — Спаситель. — Да, Спаситель. Спаситель, потому что, как сказано в Евангелии, «...и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21). А действительно, вот это слово — «спаситель» — предполагает, что человека нужно спасать. А от чего спасать?

Ну, в первую очередь, от грехов, мы уже сказали, да. А еще от чего нужно человека спасать? Вообще, человек нуждается в спасении, как вы думаете? Или не нуждается? — Нуждается. — А многие люди говорят: а мы сами с усами, мы сами можем всё, что захотим, никто не даст нам избавления. Помните: «ни Бог, ни Царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой»? Любимый гимн безбожного человека.

Но в спасении все-таки человек нуждается, любой человек, даже если он неверующий, он хоть знает, что есть такая вещь, с которой ты не поспоришь, поэтому об этой вещи многие предпочитают не думать. Вещь, называемая смертью. Человек может избавиться от смерти своими силами? Нет. А Кто может избавить от смерти? Может ли один человек другого человека избавить от смерти?

Человек не может другого человека от смерти избавить. А может ли, например, Ангел, то есть бесплотный дух, сотворенный, избавить человека от смерти? — Ангел может своим заступничеством. — Нет, сам. Не может. Почему, знаете? Потому что Ангел — существо сотворенное, то есть имеющее начало, а то, что имеет начало, может иметь конец. Поэтому, естественно, то, что имеет начало, то есть Ангел, например, он не может избавить человека от смерти.