Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И точно так же, конечно, не может избавить человека от смерти враг, дьявол. Дьявол — он вообще убийца, ненавидит людей и хочет убить всех. Тем более он не будет избавлять человека. Итак, получается, что человека на земле никто не может от смерти избавить. Кто может избавить? Только Тот, Кто сотворил человека изначально. Это очень важно! Почему в христианстве считают одним из важнейших догматов догмат творения? Почему?

Потому что если человек не сотворен Единым истинным Богом, а если, например, от обезьяны произошедший (знаете, есть такие глупые люди, которые думают, что человек от обезьяны произошел, в школах даже преподают такую глупость), то Богу просто ни к чему его спасать, незачем, понимаете, он же чужой, он не Его творение. Он совершенно для Него чужое, лишнее существо.

Но Церковь верит и знает точно, — не только верит, но и знает, — на собственном опыте знает, что Бог есть Творец всемогущий и Он сотворил всего человека, и тело и душу человека. Это очень важно, потому что многие люди говорят, что душа — это, знаете ли, вот что: весь человек это душа, а тело — как оболочка. Слышали, наверно, такие разговоры.

Вот такие разговоры очень популярны сегодня, и отсюда, например, вытекает: что бы ты ни делал с телом, душа может быть хорошей. На популярном уровне звучит так: я, например, телом жене или мужу изменяю, а душой я всегда с ним. Но это, конечно же, простите, самообман. И к истине это никакого отношения не имеет. Бог — Творец и тела, и души человека.

Поэтому, конечно же, нужно, чтобы Сам Творец пришел и спас человека. И как это происходит? Происходит это таким удивительным образом, что Сын Истинный, Сияние Отца и вечное Самооткровение Отца, становится Человеком. По какой причине? Нуждался ли Бог в том, чтобы спасти человека? Вот как вы можете сказать? Нуждался или не нуждался? Он был обязан спасать людей? Бог обязан — можно так сказать? Бог не обязан, нет, конечно же.

Скорее была бы понятна такая позиция: если тебе предложили по-хорошему, а ты не захотел — ну и гуляй, пожалуйста, выбрал, так живи по-своему. В принципе, Он бы мог так сказать, и никто бы Ему ничего не возразил. Просто людей Ему стало жалко. По любви Своей к людям посылает Бог Сына Своего, Свое вечное Самооткровение, в мир, чтобы людей укрепить нетварной Божественной силой. Чем может быть преодолена смерть? Только бессмертным по природе.

Только Тот, Кто никогда не начинался, может преодолеть смерть. Кто может избавить грех, искупить грех? Только Тот, Кто свят. Только Он может выжечь грех из корней его. Кто может преодолеть проклятие? Тот, Кто проклял. Только Тот, Кто проклял. Ведь Бог проклял человека. Почему? По справедливости. Справедливость требует: зло должно быть проклято. И зло было проклято.

И только Сам Бог мог от этого проклятия человека избавить. И вот поэтому происходит действительно удивительное чудо. Бог становится Человеком, для того чтобы людей возвести к Самому Себе, чтобы человек стал богоподобным существом, чтобы он стал богом по благодати. И в этом — суть христианства, в том, что человек не просто становится хорошим.

Вот вы же креститесь, знаете, для какой цели? Для того, чтобы стать святыми. Для меньшей цели креститься незачем. Христос пришел, чтобы людей сделать святыми, богоподобными существами. А мы размениваемся на какую-то мелочь. Одна барышня мне сказала: я покрещусь, чтобы у меня с сыном все хорошо было. Согласитесь, ну как это можно креститься, чтобы с сыном было все хорошо. Мелковато как-то все-таки.

Это все равно, что взять алмаз и использовать его для забивки гвоздей. Несоизмеримые вещи получаются. Или, например, использовать какую-нибудь прекрасную картину для шинковки капусты. И поэтому Господь приходит на землю. Но как Он приходит? Естественно, мы знаем, что Господь не насиловал человеческую волю для того, чтобы сделать людей богоподобными, вернее богообразными. Богоподобными они должны были стать.

И в часть этого богообразия входит то, что человек имеет свободную волю. Потому что без свободной воли не возможны ни любовь, ни дружба — ничто. А Бог создал человека для того, чтобы он любил Его, жил бы в Его любви. И поэтому Господь в течение пяти с половиной тысяч лет ищет Себе человека, который мог бы отдать Ему все свое сердце. Ищет, ищет и не находит.

Он выращивал Себе Свой народ, целый народ вырастил специально. И вот — пять с половиной тысяч лет, условно говоря, селекции такой. В каком смысле селекции? Не в смысле дарвиновском, а в смысле поисков наибольшей любви. Это, скажем так, антидарвиновская селекция. Если в дарвинизме кто сильный, тот и прав, то в христианстве кто любит, тот и прав.

Кто больше всего любит, тот и ближе всего к Богу. Так вот, в результате этого нашелся один человек, Который возлюбил Бога всем сердцем своим, всей душой своей. Как этого человека звали? — Иисус Христос! — Иисус еще не родился. — Божия Мать. — Дева Мария. Дева Мария, прекраснейшая из всех дочерей человеческих, сердцевина человеческого рода, единственный непорочный цветок, который вырос на дереве человечества.

И в Библии есть такие удивительные слова: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн.2,2). Представьте себе: репейник, целое огромное поле репейника растет. Представьте: лопухи, репьи там всякие, чертополох. И оттуда лилии вырастают, представляете, какая красота, удивительный такой вот контраст. Так же и Дева Мария — Она выросла на поле человечества, терновом, грязном, похабном, откровенно говоря.