архимандрит Иоанн Крестьянкин

В молитве не могу отказать никому, ну а от советов воздержусь. Молитесь и Вы за сына, ибо чувство вины своей не гасите в сердце. Моя же молитва только в помощь Вашей материнской. Милость Божия уже не раз покрывала Вас и сына. И пока он не научится ценить ее, придется ему нести тяготы наказания за бесчувствие.

Укрепи Вас Господь!

Раба Божия Г.!

Просьбу о молитве за всех скорбящих Ваших родных я выполняю. А сейчас только молитва, да ещё время могут смягчить боль безвременной утраты. Хорошо бы сейчас почаще подавать поминовение на литургию. Вот и дожили мы уже до исполнения апостольских обещаний, что настанут времена тяжкие. Они настали, а всё потому, что совсем мало осталось людей, живущих в Боге, чистым сердцем и верой молящихся ему. Вот и 3. с А. теперь своей материнской молитвой призваны смягчить боль и недоумение младших.

Укрепи их Господь!

Дорогая о Господе А.!

Молись за своего погибшего сына и не испытывай судеб Божиих. Ты вот спрашиваешь, где погибший сынок твой? А я тебе отвечу, что сама подумай! Если он жил по закону Божию, молился Богу и причащался Святых Христовых Тайн, то надежда на лучшее пусть тебя не оставляет. А если он не причащался, то по слову св. прп. Серафима Саровского: "Не мню, чтобы кто спасся в таком душевном состоянии".

Но знай еще, что пока ты, мать, жива, то ты еще очень много можешь сделать для своего чада. Молись, подавай за него на литургию и милостыню. У Бога нет мертвых, у Него все живы.

Молитва об умерших без покаяния

Письмо.

Отец Иоанн!

Пишет Вам одна из верующих. Обращаюсь к Вам с вопросом, который я задавала двум священникам, и каждый из них дал противоположный ответ.

Однажды я услышала проповедь, в которой священник сказал, что надо молиться только за верных членов Православной Церкви. А люди, мол, подают записки об упокоении тех, которые в церковь не ходили и не приобщались Таинств. После проповеди я спросила у него: "Значит, подавать записки на литургию и панихиду об упокоении души моего покойного отца мне нельзя? Он в церковь не ходил, и я не знаю, верил он в Бога или нет, но я не припоминаю с его стороны богохульства. И он крещен в Православной вере. Он  крещеный! Я знаю, что грех подавать записки о некрещеных людях, но отец мой крещеный". Ответ священника был: "Нельзя. Если при жизни Христос был не нужен, а ты ему после смерти..." В недоумении я решила обратиться с таким же вопросом к священнику из другого храма. Он ответил, что не согласен с тем утверждением, сказав: "А кто же тогда за него будет молиться?!"

Этот ответ ближе моему сердцу, и я продолжаю подавать записки на литургию и панихиду. Мой отец скончался без покаяния и причастия не потому, что не хотел, а потому, что тогда, почти пять лет назад, наша семья не имела никакого представления о духовной жизни, о жизни Церкви, я сама стала ходить в храм на богослужения лишь два года назад. Я не оправдываюсь, а пытаюсь объяснить, как все было. Хорошо еще, что отца отпевали, благодаря инициативе его родной сестры, а я даже и не думала об этом (отпевали дома, приглашали священника).

Отец Иоанн! Ответьте, пожалуйста, неужели мне нельзя подавать записки об упокоении души моего покойного отца, не являющегося верным членом Церкви, но крещеного? Этот вопрос я задаю и по отношению к некоторым моим усопшим родственникам, которые были крещены, но не воцерковлены.

И как быть в случаях, когда я желаю подавать записки на литургию и молебны о здравии тех родных и знакомых, которые крещены в Православной вере, но не воцерковлены, а некоторые, может быть, даже и не верят в Бога? А может, благодаря церковным молитвам, они откроют свое сердце Христу?

Пожалуйста, отец Иоанн, не оставьте меня без ответа!

Заранее благодарю Вас!

Ответ.