«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Народ отвечает: "Достойно и праведно есть".

* Затем, под заглавием "Collaudatio aurorae" (т.е. "Славословие на заре") в памятнике помещена Утренняя молитва епископа: "Достойно и праведно хвалить Тебя нам..." в которой воссылается утренняя хвала Богу. Народ отвечает: "Тебя благословим и молим Ти ся... Аминь".

* И: "поют псалмы и песни четыре: одну Моисея, из Соломона, из Даниила..." и следует "Славословие".

Легко увидеть, что здесь — основа нашего современного чина, который тоже начинается "Шестопсалмием" и заканчивается Великим Славословием: "Слава в вышних Богу..." (католическое: "Gloria in excelsis Deo...").

Что же касается библейских песен, то это — зерно, из которого в 8 веке вырастет Канон Утрени.

* "Песнь Моисея" ("Исход") — это первая песнь нашего Канона.

* "Песнь Соломона", выросла, конечно, из "Песни песней", которая вся насквозь литургична, ибо это пир Христа и Церкви.

* "Песнь трех отроков" ("Даниил") славит пришествие Сына Божия, т.е. воплощение. Её пели три диакона.

Но дальше случается нечто очень странное: указано чтение из Священного Писания и Поучение (т.е. проповедь!). Затем, производится молитва над оглашенными (с руковозложением) и они отпускаются. А верным возвещается тайное учение (буквально "Мистагогия"), причём помещён его текст: о тайне Воплощения, о двух природах во Иисусе Христе в связи с Искуплением и т.д. И: "Когда народ будет научен мистагогии, приносится Евхаристия..." (1:26-28).

Так что же — вся описанная служба была только Литургией оглашенных? Так иногда и думают (потому что помещённый выше евхаристический чин начинается прямо с принесения Даров, т.е. это Литургия верных), но это не так! Перед нами всё-таки Утреня, которая только-только начинает выделяться из Литургии оглашенных, которая ещё фактически слита с нею. Однако ниже, из раздела "Возглашения диакона" мы узнаём, что имеется не только епископская, но и "Диаконская Утреня" (и даже — "Утреня вдовиц", т.е. пресвитерниц. Но ведь не может быть какой-то особой женской Литургии!).

Обратим внимание ещё вот на что: "Диаконская Утреня" из "Завещания" содержит длинный ряд прошений (22 прошения в форме: "За то-то помолимся, чтобы Господь..."). Этот прообраз какой-то огромной пред-евхаристической ектеньи. Древние чины Халдейской, Коптской и Армянской Литургий содержат также большие ектеньи после Синаксиса. Причём они делятся на две части: молитвы оглашенных и верных. То же самое в нашей Литургии свт. Василия Великого: после ектеньи об оглашенных идёт какая-то огромная комбинированная ектенья верных. И то же самое в современных чинах Вечерни и Утрени, которые обе завершаются Сугубой и Просительной ектеньями. Не есть ли это доказательство того, что и Вечерня и Утреня развились из каких-то ранних пред-евхаристических чинов?

Попробуем отделить собственно Утреню "Завещания" от непосредственно примыкающей к ней Литургии оглашенных и получим следующий чин:

* Вход епископа и диакона(ов).

* Епископ приветствует собравшихся: "Слава Господу!"