«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
* Народ отвечает: "Достойно и праведно".
* Епископ произносит Утреннюю молитву.
* Народ поёт псалмы, гимны и славословие.
* Епископ благословляет и отпускает оглашенных.
Сразу бросается в глаза необычайное сходство этого чина с описанной выше Вечерней. По-существу, это один и тот же чин, только Вечерняя молитва заменена Утренней, и вместо "Свете Тихий" поют "Великое славословие" и псалмы. Кстати, и католическое "Великое славословие" ("Gloria") так и осталось пред-евхаристической молитвой, удержавшись в Мессе, а не в Вечерне.
Поэтому многие исследователи-литургисты сейчас считают, что первоначален чин некой общей предъевхаристической Всенощной, которую с начала 3 века служили в ночь с субботы на воскресенье и которая впоследствии, на рубеже 3 и 4 вв. разделилась, т.е. с минимальными различиями стала совершаться как поздно вечером, так и до рассвета.
5. Структура Древнейшего Всенощного Бдения
Гипотеза о существовании этого чина подтверждается чрезвычайно архаичным армянским литургическим материалом, близким к Халдейской Церкви. Ещё в 1960 г. его исследовал католический литургист о. Матеус и доказал, что древнейшая всенощная состояла из 2 частей: хваления и Евхаристии.
Перед Евхаристией пели библейские песни: Моисея ("Исход") и 3 отроков ("Даниил") и читали Евангелие.
Более того: похожий предъевхаристический чин до сих пор сохранился у армян в субботу вечером (в современном армянском Часослове называется "Жеманик").
В Православной Церкви эти архаические черты более всего проявляются в нашей Вечерне Великой Субботы. Как вы помните, она у нас служится в пятницу днём вместо Литургии (которой в пятницу не положено) и завершается выносом Плащаницы.
Итак, привлекая параллельный материал (т.е. Эфиопскую версию "Апостольского Предания" и "Testamentum"), мы можем реконструировать следующее чинопоследование:
* Вход епископа и диаконов.
* Приветствие епископа: "Слава Господу" или "Господь с вами";
* Ответ: "И со духом твоим".
* Молитва епископа.
* Ответ людей: "Тебе хвалим, Тебе благословим и молим ти ся... Аминь".
* Пение библейских песен и псалмов (вперемежку).
* Предъевхаристический чин:
* — "Благодать Господа нашего со всеми вами" — "И со духом твоим";