«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

* — "Восхвалим Господа!" — "Достойно и праведно есть";

* — "Горе имеем сердца!" — "Имамы ко Господу".

* Епископская молитва.

* Чтение Священного Писания (Ветхого Завета).

* Проповедь.

* Отпуст оглашенных.

* Слово к верным и молитва о них (или ектенья).

* Анафора.

Вот — этот древнейший чин первой половины III века, из которого генетически развились наши Вечерня и Утреня. А сформировались они в современном виде только к началу IX века.

6. Гимнография и Чтения

Несомненно, что песнь "Свете тихий", сопровождающая т.н. "Вечерний вход" (со светильником!), наравне с благословение хлебов — самый древний элемент нашей Вечерни. Как известно, уже свт. Василий Великий († 379 г.) упоминает его в 29 главе своей книги "О Св. Духе к Амфилохию" в следующем контексте: "Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно и благодарили... народ возглашает древнюю песнь... А если кому известна и песнь Афиногена... то он знает, какое мнение о Духе имели мученики". ("Творения" т. 3, стр. 345-346).

На основании этих слов свт. Марк Эфесский († 1450 г.) приписывал авторство гимна "Свете тихий" мч. Афиногену еп. Севастийскому († 311 г. память: 16/29 июля). И в греческом "Часослове" он до сих пор подписывается, как "Гимн св. Афиногена мученика". Однако, свт. Василий Великий отличает "песнь Афиногена" от вечерней песни "Свете тихий", прибавляя, что не знает автора ("И не можем сказать, кто был отцом тех хвалений, которые поем во время светильничных..."). т.е. она была ещё ранее Афиногена в вечернем богослужении. А т.к. предъевхаристический чин Каппадокийской анафоры по собственному признанию свт. Василия, заимствован им из Неокесарийского чина (см. "Творения св. Григория Чудотворца", Пг, 1916 г. предесл.), то вполне возможно, что автором этого гимна был свт. Григорий Неокесарийский (ок. 240-270 гг.). И в таком случае — это гимн середины 3 века.

Свт. Григорий Нисский, описывая жизнь свт. Григория Неокесарийского свидетельствует о том, что он был гимнографом и составлял песни на дни памяти мучеников. Другим выдающимся гимнографом середины 3го века (по свидетельству свт. Дионисия Александрийского) был блаж. Непот, еп. Пентапольский (в Египте). Однако, творения его до нас не дошли. Единственный образец подобного рода творчества — это чудом сохранившаяся до нас песнь свт. Мефодия, сочинённая им для женского аскетерия.

Сщнмч. Мефодий, еп. Патарский († 312 г.), автор полемических трудов против Оригена, опубликовал её в своей книге "Разговор десяти дев". Это — книга о девстве, как подвиге, ведущем к единению со Христом. Девы ждут Жениха Небесного и одна из них запевает:

"Девы! С небес гремит глас, пробуждающий мертвых.

Он велит всем нам в белых одеждах со светильниками

нестись к востоку на сретенье небесного Жениха.

Восстаньте прежде, чем Господь внидет в дверь".

Хор дев подхватывает припев: "Тебе посвящаю себя чистою

и со светоносным светильником встречаю Тебя,