«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
2. Местные чины
Миланская Литургия.
Галльская Литургия.
Мозарабская Литургия.
Галликанская Литургия.
Эта классификация позволяет нам проследить эволюцию внутри каждой отдельной группы. И ниже мы подробно рассмотрим это на примере Византийских Литургий.
4. Литургия Оглашенных "Апостольских Постановлений"
Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. "Санктуса" ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно середина — вторая половина 3 века. А сейчас посмотрим во что превращается эта же Литургия к концу 4 века.
В "Апостольских постановлениях" эта Литургия рассматривается дважды. Сначала — в 57 главе 2 книги — со стороны внешней (кто где стоит и кто что делает), причём основное внимание обращено на преанафоральную часть. Затем — в 5-15 глл. 8 кн. даётся само чинопоследование с полным текстом Евхаристического канона.
В общем описании неприятно поражают наставления к диаконам, которые должны следить, чтобы женщины не болтали, а "пусть они сидят, соблюдая молчание", "Равным образом диакон должен наблюдать за народом, чтобы никто не перешептывался, не дремал, не смеялся и не кивал..." Совершенно ясно, что это уже не первохристиане, для которых Евхаристия была центром и смыслом жизни. Этот болтающий, хихикающий и дремлющий в храме народ — вчерашние язычники, для которых участие в новом государственном культе — всего лишь одна из гражданских обязанностей.
Чинопоследование, описываемое с 5 главы 8 книги, следует непосредственно за описанием поставления во епископа и потому начинается словами:
гл. 5: "На утро пусть посадят его прочие епископы на принадлежащее ему место, приветствовав его целованием о Господе. И, после чтения из Закона и пророков (т.е. Ветхозаветных чтений), также из посланий наших и деяний и из Евангелий, рукоположенный пусть приветствует Церковь словами:
Еп: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и общение Св. Духа (будет) со всеми вами". (2 Кор. 13:13).
Народ: "И со духом твоим".
После же сего приветствия пусть он говорит к народу поучение, а по окончании, когда встанут, диакон, взойдя на некоторое возвышение должен возгласить: "Да никто из слушающих, да никто из неверных".
Следовательно, перед нами схема обычного синаксиса Литургии оглашенных:
* Чтение из Ветхого Завета.
* Чтение Посланий и Деяний апостольских.
* Чтение из Евангелия.