«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Еп: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и общение Св. Духа (будет) со всеми вами". (2 Кор. 13:13).

Народ: "И со духом твоим".

После же сего приветствия пусть он говорит к народу поучение, а по окончании, когда встанут, диакон, взойдя на некоторое возвышение должен возгласить: "Да никто из слушающих, да никто из неверных".

Следовательно, перед нами схема обычного синаксиса Литургии оглашенных:

* Чтение из Ветхого Завета.

* Чтение Посланий и Деяний апостольских.

* Чтение из Евангелия.

* Апостольское приветствие.

* Проповедь.

* Отпуск оглашенных.

Вместе с тем, всё уже значительно усложнено. оглашаемые и кающиеся разделены на несколько разрядов, которые отпускаются по отдельности. Об этом 6, 7 и 8 главы 8 книги:

гл. 6 — "Помолитесь оглашенные".

Все верные также пусть молятся со вниманием о них, говоря — "Господи помилуй".

Диакон же продолжает о них говоря: — "Об оглашенных все усердно помолимся Богу, чтобы Он, благий и человеколюбивый... заступил их и дал им прошения сердец их на пользу, открыл им Евангелие Христа Своего, просветил их и вразумил, научил их богопознанию..." и т.д.

"...Встаньте оглашенные. Просите мира у Бога, через Христа Его, мирного и безгрешного дня и всего времени жизни вашей, христианской себе кончины, отпущения грехов... Наклонитесь и примите благословение".

Т.о. мы видим, что употребляемая ныне ектенья об оглашенных в основных частях уже сформировалась к концу 4 века.

"Когда же оглашенные наклонят головы, то рукоположенный епископ пусть благословит их таким благословением:

— "Боже Вседержитель, нерожденный и неприступный..."

После сего диакон пусть скажет: "Оглашенные, выйдите в мире". И по выходе их говорит: "Помолитесь, одержимые духами нечистыми. Усердно все помолимся о них, чтобы человеколюбивый Бог через Христа запретил нечистым и злым духам и избавил рабов своих от власти противника..."

Гл. 7 приводит молитву епископа об одержимых: "связавший сильного и расхитивший все вещи его (Мф. 12:29), давший нам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (Лк. 10:19) ... Сын великого Отца, запрети злым духам и избавь творения рук Твоих..."

По выходе одержимых таже процедура повторяется над просвещаемыми, а затем (в 8 гл.) — над кающимися.