«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По умовении рук (с молитвой "Умоляю Тебя, Боже, сподоби меня приступить к Твоему святому жертвеннику...") епископ обращается к народу и просит прощения: "Молитесь за меня ради Господа..." Затем, войдя в алтарь, повергается перед жертвенником, говоря: "Я вошел в Дом Твой и повергся перед престолом Твоим..."

Затем зажигается фимиам и семисвечник. Епископ с молитвой раздробляет хлеб и полагает его на дискосе, говоря: "Как агнец, Он был веден на заклание..." (Ис. 53:7). Потом, покрыв покровом дискос, наполняет чашу вином и водою, говоря: "И сие вино, которое есть образ крови..." Покрыв чашу, кадит Дары, жертвенник и всех предстоящих, говоря: "Кирие елеисон. Кирие елеисон", Трисвятое, "Отче наш", "Слава и ныне" — это уже начало Литургии оглашенных. Это начальные "Кирие елеисон" в сочетании с предшествующим покаянным чином ("Молитесь за меня ради Господа") напоминает начало Римской Мессы. И дальше, как на Мессе, все поют: "Слава в вышних Богу..." (лат "gloria"). Литургия ап".Иакова была хорошо известна в Риме. Но трудно сказать, имеет ли место в данном случае заимствование или это схожее апостольское начало.

Во время пения "Славы в вышних..." и последующей Седры (местная сирийская песнь) еп. трижды обходит Дары, кадя их и читая т.н. молитву фимиама: "Помилуй меня, Господи, по милосердию Твоему и отпусти грехи наши..."

Затем диакон читает из апостола Павла.

Все вместе поют псалом Давида (еще не превратившийся в позднейший прокимен) и Аллилуйа.

Диакон читает Евангелие и возглашает: "Выходите с миром слушающие! Выходите слушающие с миром! Затворите двери!" Так производится отпуск оглашенных и начинается Литургия верных.

Она начинается молитвой епископа:

"Господь царствует. Он облечен величием. (Пс. 92:1) Аллилуйа. Я — хлеб жизни, — говорит Господь наш — чтобы мир был жив Мною (Ин. 6:51,57). Отец послал Меня... И вот епископы своими руками возносят Меня на жертвенник. Аллилуйа. Приими приношение наше".

Диак: "Господь царствует"

Епископ: "Помяни, Господи, усопших и упокой облекшихся в Тебя в крещении и принявших Тебя с жертвенника".

Затем предписывается чтение Никео-Цареградского Символа веры (что могло быть не ранее 511 г.). После чего епископ умывает концы пальцев и произносит молитву перед лобзанием мира: "Господи, Боже наш, соделай нас, недостойных, достойными сего целования, чтобы нам, чистым от всякого лукавства, приветствовать друг друга святым и божественным целованием, соединяясь союзом любви и мира, через Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа".

Все отвечают: "Аминь", но не целуются, что видно из слов дьякона: "Будем стоять благоговейно и молиться, будем благодарить, наклоняться и славословить живого Агнца Божия, приносимого на жертвенник".

Епископ произносит т.н. молитву главопреклонения: "Единый милосердный Господи, в вышних живущий и на смиренных презирающий, пошли благословение Твое на преклонивших выи свои..." (Эта молитва отдаленно напоминает соответствующую молитву Василия Великого после "Отче Наш": "Преклонивших Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди...")

Только после этого совершается целование (лобзание мира) и епископ проходит в алтарь. Диакон в этот момент возглашает: