«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
епископ: тайная молитва Трисвятого.
пение Трисвятого.
Аллилуйа, прокимен и чтение Апостола.
епископ: молитва прежде Евангелия.
Чтение Евангелия.
Проповедь.
Сугубая и просительная ектении.
епископ: тайная молитва после Евангелия.
епископ: молитва главопреклонения.
отпуск оглашенных.
2. Литургия верных
епископ: молитва Фимиама.
Херувимская песнь.
епископ: молитва Приношения 1 (с поминовением)
Символ веры.
епископ: молитва перед целованием.
Лобзание мира.
епископ: молитва главопреклонения.
Великая ектения.
епископ: молитва Приношения 2.
епископ: молитва Завесы.
Евхаристический канон.
Причащение.
Молитва благодарственная.
Отпуст.
Сразу видно, какой это большой и громоздкий чин. Не удивительно, что почти хрестоматийным стало мнение: свт. Василий Великий сократил Литургию ап. Иакова, а свт. Иоанн Златоуст сократил Литургию Василия Великого. Но это не так!
Прежде всего: чин ап. Иакова долгое время формировался параллельно с чином Василия Великого. В Литургии ап. Иакова мы можем выделить следующие пласты:
* "Апостольский" (3-4 вв. когда сложилась структура канона).
* Редакция свт. Кирилла Иерусалимского (380-е гг.).
* Период до сирийского заимствования (до сер. 5 в.).
* Ранне-византийский период (втор. пол. 5-6 вв.).
Поздне-византийский период (до 10 в.) При этом Литургия ап. Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоустого тесно взаимодействовали, включая в себя элементы друг друга!
4. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого
Чтобы проследить эволюцию Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого, следует помнить, что первоначально они были местными литургиями соответственно Каппадокийской и Константинопольской Церквей. На втором этапе они претерпели редакции Василия Великого и Иоанна Златоустого, а затем прошли еще два этапа формирования: ранневизантийский и поздневизантийский, обогатившись различными элементами, став общецерковными. Поэтому прежде всего надо определить, что в них принадлежит собственно Василию Великому и Иоанну Златоустому.
Эту трудную задачу решает проф. Н.Д. Успенский в статье "Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной Литургии" (Сб-к "Богословские труды", № 2, 1961 г. с. 65-76). В результате он приходит к следующим выводам.
"Итак существующие данные позволяют определить творчество Василия Великого в современном православном чине Литургии 7 молитвами:
Молитва приношения: "Господи Боже наш, создавый нас..."
Анафора: "Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю..."
Молитва по причащению: "Боже наш. Боже спасати..."