«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Рассмотрим теперь чинопоследование этой знаменитой Григорианской Мессы:
1. Introitus — т.е. входные антифоны (из Антифонария), приуроченные по дням богослужения и праздникам.
2. Kyrie eleison ("Господи помилуй"), а во все дни Великого Поста — Литания (т.е. полная ектения).
3. Gloria ("Слава в вышних Богу...") — пока только для архиерейской и Пасхальной службы (а если перед тем была Литания, то этот праздничный гимн опускается).
4. Collecta (или Oratio) — переменная (в зависимости от дня) молитва.
5. Чтение "Апостола" (порядок его определяется Лекционарием).
6. Gradual — т.е. антифон степенен (тоже приуроченный ко дню богослужения Антифонарием) + Alliluia (если нет поста).
7. Чтение "Евангелия" (по Лекционарию).
8. Offertorium — т.е. антифон перед Приношением (переменной из Антифонария).
9. Super oblata — т.е. молитва Приношения (также переменная, по дням богослужения), по совершении которой епископ, возвысив голос, читает Евхаристический канон:
епископ: "Во все веки веков"
все: "Аминь"
епископ: "Господь с вами"
все: "И со духом твоим"
епископ: "Горе сердца"
все: "Имеем ко Господу"
епископ: "Будем благодарить Господа Бога нашего"
все: "Достойно и справедливо"
епископ: "Воистину достойно и справедливо, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя..."
Следует Евхаристический канон папы Геласия, но уже с несколько другим окончанием. Впрочем, как завершалась Месса св. Григория мы точно не знаем, т.к. в 660 г. (по свидетельству Менарда) папа Сергий ввёл ещё один заключительный элемент.
10. "Agnus Dei" (молитва: "Агнец Божий, взявший грехи мира, помилуй нас". Трижды).
11. Затем епископ говорил: "Ite, missa est" ("Ступайте, жертва совершилась") и от этого слова произошло наименование латинской Литургии "Миссой" (франц. "Месса").
6. Сравнение с современной Мессой
Почти точно так же совершается Месса и сейчас:
Алтарь (священник) хор А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей
Благословение собравшихся