«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Теперь попробуем восстановить структуру Вечерни и для этого обратимся к "Апостольским постановлениям", которые возникли в то же время и с той же местности, по которой проходило паломничество Сильвии-Этерии.

8 книга "Апостольских постановлений" даёт не собственно чинопоследование, но описание, схожее с описанием Сильвии:

"Когда настанет вечер ты, епископ, собери Церковь и, после того как скажут светильничный псалом, диакон пусть возгласит об оглашенных... А по отпусте их диакон пусть скажет: "Елицы вернии, Господу помолимся..."

Это начало почти литургическое (хотя почему-то не упомянуты чтения). В нём ещё чувствуется связь вечерни с первоначальным пред-евхаристическим чином 3 века. И, кроме того, оглашенные ещё не допускаются к участию. Следовательно, последование "Апостольских постановлений" более древнее, чем описание Сильвии. Итак:

"Елицы вернии, Господу помолимся..."

"О мире и благосостоянии святых Церквей помолимся..."

"О святей Соборной и апостольской Церкви, яже от конца до конец (Вселенский аспект) помолимся..."

"О всяком епископстве, еже под небом..."

"И о пресвитерах наших помолимся..."

"О всем во Христе диаконстве... о чтецах, певцах, девственницах, вдовицах же и сирых помолимся..."

"О плавающих и путешествующих помолимя..."

Т.е. перед нами аналог Великой ектении.

После неё епископ читает молитву: "Безначальный Боже и бесконечный Творец всего..." в которой просит Бога ниспослать "вечер мирен" и "Нощь безгрешну". И это — аналог нашей Вечерней молитвы, которая читается после Вечернего входа и Сугубой ектении.

Наконец, епископ произносит молитву главопреклоненную: "Боже отцов и Господи милости... яви лице Твое на любящих Тебя, преклонивших выю сердца своего, и благослови их Христом, имже освятил еси нас светом разума..."

Вечерня заканчивается возгласом диакона: "Идите в мире" ("Апостольские постановления", кн. 8, гл. 36-37).

Сравнивая этот чин с тем, что мы узнали от Сильвии-Этерии, мы можем реконструировать следующую структуру:

* Светильничный псалом 140 (впоследствии — 103).

* Другие псалмы и антифоны.

* Вход епископа (впоследствии: Вечерний вход под "Свете тихий").

* Чтение из Ветхого Завета.

* Великая ектения.