«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"О всяком епископстве, еже под небом..."

"И о пресвитерах наших помолимся..."

"О всем во Христе диаконстве... о чтецах, певцах, девственницах, вдовицах же и сирых помолимся..."

"О плавающих и путешествующих помолимя..."

Т.е. перед нами аналог Великой ектении.

После неё епископ читает молитву: "Безначальный Боже и бесконечный Творец всего..." в которой просит Бога ниспослать "вечер мирен" и "Нощь безгрешну". И это — аналог нашей Вечерней молитвы, которая читается после Вечернего входа и Сугубой ектении.

Наконец, епископ произносит молитву главопреклоненную: "Боже отцов и Господи милости... яви лице Твое на любящих Тебя, преклонивших выю сердца своего, и благослови их Христом, имже освятил еси нас светом разума..."

Вечерня заканчивается возгласом диакона: "Идите в мире" ("Апостольские постановления", кн. 8, гл. 36-37).

Сравнивая этот чин с тем, что мы узнали от Сильвии-Этерии, мы можем реконструировать следующую структуру:

* Светильничный псалом 140 (впоследствии — 103).

* Другие псалмы и антифоны.

* Вход епископа (впоследствии: Вечерний вход под "Свете тихий").

* Чтение из Ветхого Завета.

* Великая ектения.

* Вечерняя молитва епископа: "Безначальный Боже..."

* Молитва главопреклонения: "Боже отцов..."

* Благословение и отпуст (возможна лития).

4. Утреня в 4 веке

Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: "При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ..." — т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан "гимнами хваления" называет псалмы 62, 118 и 148. А "Апостольские постановления" заповедуют: "каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря псалом 62, вечером же 140" (кн. 2, гл. 59). Т.о. , бесспорно, утренним псалмом был 62, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию.

"... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба). И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит молитву за всех людей и поминает имена тех, кого ему угодно помянуть..." Мы уже видели этот аналог Великой ектении во время вечерни.