«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Вечерня заканчивается возгласом диакона: "Идите в мире" ("Апостольские постановления", кн. 8, гл. 36-37).
Сравнивая этот чин с тем, что мы узнали от Сильвии-Этерии, мы можем реконструировать следующую структуру:
* Светильничный псалом 140 (впоследствии — 103).
* Другие псалмы и антифоны.
* Вход епископа (впоследствии: Вечерний вход под "Свете тихий").
* Чтение из Ветхого Завета.
* Великая ектения.
* Вечерняя молитва епископа: "Безначальный Боже..."
* Молитва главопреклонения: "Боже отцов..."
* Благословение и отпуст (возможна лития).
4. Утреня в 4 веке
Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: "При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ..." — т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан "гимнами хваления" называет псалмы 62, 118 и 148. А "Апостольские постановления" заповедуют: "каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря псалом 62, вечером же 140" (кн. 2, гл. 59). Т.о. , бесспорно, утренним псалмом был 62, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию.
"... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба). И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит молитву за всех людей и поминает имена тех, кого ему угодно помянуть..." Мы уже видели этот аналог Великой ектении во время вечерни.
"Прочитав молитву... (согласно "Апостольским постановлениям" это — молитва "Боже духов и всякия плоти..." которая просит Господа принять наши утренние благодарения и сподобить вечной жизни). Итак:
"Прочитав молитву, епископ выходит из святыни и тогда все присутствующие подходят к нему под благословение, и он, выходя, благословляет каждого по очереди. Затем, уже на рассвете, бывает отпуст" — буквально: "lit missa" и, т.к. название "Мисса" (Месса) происходит от торжественной формы отпуста ("ite missa est"), то многие западные толкователи полагают, что сразу после утрени служилась литургия (ранняя?). Но, т.к. о ней не сказано ни слова (а повествование сразу переходит к 7 часу), то это сомнительно.
Как бы то ни было, структура Утрени у нас фактически дублирует структуру вечерни (что мы видели уже в 3 веке), отличаясь только содержанием молитв:
1. Утренний псалом — 62.
2. Другие псалмы или антифоны.
3. Вход епископа
4. Великая ектения.