«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это были дни особой аскезы. Благочестивые верующие только под вечер вкушали хлеб с водою, а монахи не ели вообще до самой Пасхи. Богослужение этих дней начиналось воспоминанием Входа Господня в Иерусалим (нынешнее Вербное воскресенье). Сильвия рассказывает:

"Следующий день, воскресенье, открывает начало Страстной Седьмицы, которая называется здесь Великая Седьмица...

После того, как служба прошла обычным порядком, в главной церкви перед самым отпустом архидиакон возвышает голос и говорит: "в течение всей этой недели, начиная с завтрашнего дня, будем собираться в девятом часу (т.е. ок. 15:00) в Мартириуме... Сегодня в седьмом часу (т.е. ок. 13:00) будем на Елеоне".

... Итак, в седьмом часу епископ и все люди поднимаются на Масличную гору, то есть на Елеон, в церковь. Там поются соответствующие дню гимны и антифоны и читаются тексты Священного Писания. Когда же приблизится девятый час, все с пением гимнов идут на Имвомон, т.е. на место, с которого Господь вознесся на небо...

Когда приблизится одиннадцатый час (17:00), читается то место в Евангелии, в котором описывается, как отроки с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: "Благословен Грядый во имя Господне" (Мф. 21:9). И сразу же епископ, и с ним весь народ, встает и спускается с вершины горы Масличной.

Народ идет впереди епископа, оканчивая пение гимнов и антифонов словами "Благословен Грядый во имя Господне". Все присутствующие дети, даже те, которые еще не ходят, младенцы, которых родители несут на плечах, держат ветви — одни пальмовые, а другие масличные (у нас — вербы). Таким же образом, как некогда Господь был сопровождаем, все сопровождают епископа от самой вершины горы до самого города, а затем через весь город до храма Воскресения пешком... Процессия при пении гимнов движется очень медленно, чтобы народ (постящийся!) не утомился. И поэтому, когда приходят к храму Воскресения, уже наступает вечер. После прихода туда, несмотря на поздний час совершается вечерня, и после молитвы у Креста народ отпускается". (Там же, стр. 205-207).

Столь же подробно описывает Сильвия и другие богослужения Страстной седмицы. Она отмечает, например, что в Великий Четверг Иерусалимская Церковь уже совершала вечернюю Литургию (даже две):

"После того, как люди соберутся, совершается Евхаристия в этот день в Мартириуме и отпуст бывает в десятом часу (т.е. ок. 16:00)... После отпуста в Мартириуме все направляются за Крест где поется только один гимн и произносится молитва, а затем епископ совершает приношение Бескровной Жертвы, и все причащаются. За исключением одного этого дня Литургия в течение всего года никогда не служится за Крестом". (Там же, с. 208).

Т.о. перед нами особая праздничная Литургия, совершаемая в память Тайной Вечери. На Западе такую вечернюю праздничную Литургию стал совершать Августин Блаженный и это было утверждено, как правило Карфагенским Собором 419 г. Впоследствии на Западе возник специальный праздник "Пресвятых Тела и Крови Христа", который совершается в воспоминание о установлении Евхаристии на Тайной Вечере1. Причём совершался он следующим образом: после Мессы епископ вносил монстрас со Св. Дарами на улицу и устанавливал на временном престоле под открытым небом. Собравшиеся поклонялись Дарам и пели гимны (в т. ч. знаменитый "Te Deum laudamus" свт. Амвросия Медиоланского). Нетрудно увидеть здесь отголосок Иерусалимской литии.

У нас в Православной Церкви в Великий Четверток совершается две Литургии Василия Великого (Так же как при Сильвии!): ранняя в 7:00 и поздняя — в 10:00. Причём вместо херувимской поют: "Видехом свет истинный..." а вместо Причастна — "Вечери Твоея тайные..." (Тоже в воспоминание о Тайной Вечере!).

Особенно интересно то, что пишет Сильвия о Всенощном бдении, которое продолжалось с вечера Четверга до утра Великой Пятницы. Оно представляло собой скорбное шествие со свечами по всем святым местам от Гефсимании до Креста. И на каждом таком месте делалась остановка, читался соответствующий отрывок из Евангелия и пелись гимны (прочесть стр. 209-210).

Т.о. наш умилительный чин Утрени Вел. Пятка с чтением "12 Евангелий Страстей Христовых", который совершается в четверг в 7 часу вечера со свечами (!) буквально возник в Иерусалимской Церкви 4 века!

Схожее чинопоследование есть и у католиков. Оно так и называется "Крестный путь" и состоит из 14 Стояний ("Осуждение", "Возложение креста", "I Падение под крестом" и т.д.) с совершенно изумительными народными гимнами.

Вел. Пятница была днём самого строгого поста и печали ("День скорби, в который постимся" Свт. Амросий). Сильвия пишет: