Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Извольте все сие иметь в мысли, и трудитесь. Паче в смирении и в вере и предавши себя Господу держите себя. И все придет в свой чин. Камердинер провинился. Господин выгнал его и со двора согнал. Потом, когда он расплакался, господин сжалился над ним и принял в дом, но не в камердинеры, а сказал: живи пока на кухне. Я посмотрю, как-то у тебя дело пойдет, и тогда может быть опять возьму тебя в камердинеры. Вот в таком положении и вы. Извольте умудриться и взяться за дело. "Руки опустил".

Не руки опускать, а напротив и руки засучать и ноги поднимать надо. Ибо Господь близ и готов все отдать, только труда и усердия надо побольше заявить. Спасайтесь! Не робейте! Ваш богомолец Е. Феофан.     316. О самоугодии и саможалении. Условие действия молитвы   Милость Божия буди с вами! - Саможаление, на которое вы жалуетесь, - опасно и пагубно.

Если поблажить себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то это худо. Тут видно лукавство пред собою самим, - самое злое из всех лукавств. Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая, случаи уступки ему не важными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления точно бывают ничтожные; но не ничтожно присутствие в душе сего саможаления. Ибо что оно значит?

Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее богоугождения. Положили мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни и угодным, потому, Богу; а потом отказываемся от этого не почему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, - телу или душе. Значит в этот раз мы переходим от богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость, и беспокоит. Она права.

Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякой раз. Например: положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. И беспокоитесь. Дело не велико выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена, и что допускаются дела, нарушающая прежние решения ваши. Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное.

А тут, и бесстрашие придет, и совершенное равнодушие к богоугождению! Лучше не вязать себя правилами до мелочей; а иметь одно общее: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. И если допускать какую льготу телу, то не по поблажке ему, а по сознанию необходимости того для здоровья. Чай не пить хорошо и здорово. Но как в иных случаях он придает бодрости телу, то можно иногда выпить чашку.

Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Потому что иногда это очень легко обходится. А то лучше всего такими дробностями себя не вязать. А общее держать: не делать угодия плоти; и в этом духе действовать, всякий раз составляя решения. Я чай выставил для примера; но так действовать надо и в отношении ко всему: к пище, ко сну, прогулке, и отдыху и проч.

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник. Мало-мало что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. А то она будет законно требовать. "Успеха, говорите, нет". И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает "я", а не Господь.

Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность и который делает грешным всего человека, с ног до головы, пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым. Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось не полно и неудачно.

Решение это имеет два конца: один - да отвергнется себя, второй - да по Мне грядет. Первый требует совершенного подавления эгоизма, или самолюбия, и след. недопущения самоугодия и саможаления - ни большого, ни малого. Следовательно в ком они есть, у того решение было не полно. Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорится: ни тепл, ни хладен, ни то, ни се.

- Спастись хочется, а самопротивление не допускается. Нельзя Богу работать и мамоне. Все сие привожу вам на мысль, чтоб вы процензоровали себя и хорошенько определили, что у вас там в середке: "я", или Господь. Затем сесть и рассудить, - как же быть? Просите, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит.

Он слышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И самого человека всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха. За несаможаление и несамоугодие только и подаст Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, а требует, чтобы их сам человек возымел, как задаток, за что ему стоит оказать милость. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     317. Об отношениях к подведомым.

О терпении и несаможалении   Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейший о. М. Слышу, что у вас там опять неурядицы, и опять (из-за них) тягота и скорбь. Бог даст, все уладится, только не следует борзиться, а потихоньку, не следует так: сказал и чтоб было. Люди свободны, а команда не подходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа.

Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя Господи! Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение, как смели, ведь "я" сказал. Это о том, что по должности вашей. Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не борзясь надо. Вы думали, что начал, и тотчас на третье небо.