Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Очень рад, что здоровье ваше поправляется. Даруй Господи, чтоб и совсем поправилось. Теперь вы покойны от всех хлопот. И не томите ничем головы и сердца. Предайте все Господу и жизнь свою и смерть. Как Его св. воле угодно, так и да сотворит. Он и без такого решения сотворит, как Ему угодно; но для вас большая разница вступить в сие Богом определенное решение, с преданностью теплою, полною веры и упования или без оной.

Когда так расположитесь, тогда и молитва ваша пойдет исправнее. Вам совсем не следует делать молитву, как пишется у некоторых отцев, т.е. с напряжением внимания к сердцу и стеснением дыхания. Оставьте это. А навыкайте ходить в присутствии Божием и памяти смертной, и это приведет к тому же. И Господа молите, чтоб дал молитву желаемую. И Божией Матери докучайте.

В Добротолюбии пишется, что один старец два года молил Матерь Божию, и даровалась молитва (неотходная - в сердце горящая) во мгновение ока. Так всегда Божие приходит. (Но аще место - сердце чисто, а неоскверненно). И с вами тоже будет, только надо по усерднее вопиять. Спасайтесь! Благослови вас Господи! Благодушествуйте, всю печаль возвергнув на Господа. Мира душевного паче всего желаю вам. Ваш богомолец Е. Феофан.   320.

О навыкновении молитве Иисусовой и образе ее совершения. Отношение ее к молитве созерцательной (умно-сердечной)   Милость Божия буди с вами! "Желаете навыкнуть молитве Иисусовой по образцу, прописанному в оной книге". (Рукопись Афонская: "Искатель непрестанной молитвы". Есть и печатная книга). Добре! Бог благословит!

Урок молитвенный надо исполнять зараз. Начать с меньшей меры. Например: дня два-три по 1000, потом дня два-три по 2000- потом с неделю и более по 3000. На 3-х тысячах можно подолже побыть. После прибавлять по 1000, если время удобно и прочие службы дозволяют. Странник (это богомолец - искатель непрестанной молитвы, в той рукописи указанный)

, ничем не был занят, и к службам не ходил (он доходил от 6 до 12 тыс. молитв Иисусовых в сутки). Творить молитву лучше стоя, как отправляется правило. Если ноги уморятся, можно стать на колени. Можно так и положить, чтоб исполнять положенное число молитв, то стоя, то на коленах. Творить молитву: то всю, то первую половину, то вторую. "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

", "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!", "Иисусе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!" Только не скоро переменять, а определить или по сотне на каждую, или еще как, но не менее 10. Внимание держать в груди, немножко ниже впадинки, что под горлом. Потому, что у вас сердце щемит. А так не станет. Потом теплота отзовется в сердце без щемления.

Проговаривать молитвенные слова не спешно, будто на распев. Поклоны при этом класть по произволу. Если без них лучше идет дело, лучше не класть, или изредка класть. Совершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть Един от Пресвятыя Троицы, нераздельный со Отцем и Св. Духом. Почему при словах тех некако привводить в сознание: благоволение Отца и благодать Духа. Можно это на большой четке.

Не надо ограничиваться одними словами, но при этом освежать созерцание Бога, яко вездесущего, всесодержащего, о всем промышляющего и проч. Лучше всего отбывать сей урок ночью. Плод молитвы сосредоточение внимания в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому можно. И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину.

Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова (одна сама по себе) не чудотворная какая, а как всякая другая краткая молитва, словесная и след. внешняя. Но она может перейти в умную и сердечную, все естественным путем. Что от благодати, того надо ждать, а взять того никаким таким способом нельзя. Что вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой созерцательной молитве; а это простая молитва, могущая, однако ж, привесть к высокой молитве.

Чтоб успешно шло сие занятие, надо всякий раз, приступая к нему, все оставить, чтоб сердце было свободно от всего решительно, чтоб во внимании не торчало: ни лицо, ни дело, ни вещь. Выгнать все надо на это время. Отбывши правило сие, не надо оставлять всей молитвы и во всякое время, а как только свобода, сейчас за нее. Во время богослужения надо внимать службе, стоя вниманием там же, где и Иисусова молитва творится.

А когда что не внятно читают и поют, тогда творить эту молитовку. Внешние приемы (описаны в 5 т. Доброт.): сесть на стульце, склонить голову, стеснить дыхание, можно оставить. Все усилие остановить на средоточении внимания в сказанном месте. Страх Божий всегда надо иметь. Как пред Царем и самые близкие не так то смелы: так тем паче нам грешным пред Господом.

Если с Богом за панибрата, то худо, из рук вон. Молиться надо о страхе и Бог даст. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     321. Ободрение и разъяснение трудящемуся над навыкновением молитве Иисусовой. Случай худого телесного раздражения. С новым чином   Милость Божия буди с вами! Трудитесь. Добре, добре! Трудитесь усердно и со смирением. И Господь не оставит труда вашего.

Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. Это ни к чему не приведет, кроме механического навыка повторять сию молитву языком, даже не думая о том. И это конечно не худо. Но составляет самую дальнюю внешнюю окраину сего дела. Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью. Это настроение возможно и без слов.