Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Продолжение о должном внутреннем делании   Милость Божия буди с вами! Ваш вопрос я не могу решить смело. Это о принимании денег и вещей. На это есть правила. В вашем внутреннем строе держите то, что Господь дал. Хранение сего усердное расположит Господа усугубить Свои дарования. Бегайте всего, что развлекает внимание и умаляет теплоту.

Разленение и присвоение себе прав на льготы, - се начальные враги, губители всего духовного. Читайте более Св. Писание, наипаче Евангелие. Там Дух Божий движется, и отгоняет духов богопротивных и богоборных. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. P.S. Дыхания не надо вам стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслию творить молитву.

Ведайте, что молитва истинно духовная прививается благодатью. Прочтите в Добротолюбии сказание о пр. Максиме Кавсокаливите (Афонском) и ему подражайте. Два года молился он от души (Богоматери), не употребляя ничего особенного, и получил искомое в одно мгновение. (Впала благодатная теплота в сердце, когда приложился к Богоматерней иконе). Е. Феофан.     325. Любовь и закон Письма к Г-же NN.

  Милость Божия буди с вами! Любовь всем законам и добродетелям не только Евангельским, но и человеческим - гражданским есть основа; следовательно всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовью, и всякая оценка действия, сообразная с законом или правосудная, сообразна и с любовью. Но любовь выше и шире закона. Есть действия любви, не определяемые законом положительным, а они ни мало не противозаконны; но действия, определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным, суть беззаконны и любви противны, хотя бы они клонились к благу кого-либо.

Особенно это имеет значение в смысле юридическом. Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе, по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше сделает зла, чем добра, нарушив любовь к общему благу, власти и правилам. Хвалится, скажете, милость на суде. Так, похвально поступлю я, если сумею оказать милость, без нарушения правды суда; иначе милость мою стоит бить батогами. Милость должна сретаться с истиною.

Словом: и основанием и побуждением и целью правосудия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос крест Христов? Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие! Е. Феофан.     326. Для приобретения собранной и теплой молитвы необходим труд. Болячка в сердце   Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с совершением богомоления. Да будет оно во спасение. Поминали усопших святителей: идите по следам их жизни христианской. Молитве, что идет не собранно и душа холодна, не должно полагать предела и конца. Как падшие, мы охладели и долго надо нам тереть себя, чтобы посогреться. Труд, следовательно, неизбежен. И если он продолжается постоянно и разумно, то всегда увенчивается успехом, не от нас, а от милости Божией, коей конца нет.

Иисусова ли, или другая какая краткая молитва, - дело хорошее, если навязнет на языке. Позаботьтесь только при этом, не в голове быть вниманием, а в сердце и будьте там, не во время только стоянья на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую. Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (

то, что болячка - болезнование покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует помощь и Свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 9 января 1871 г.     327. Благословение и наставление мирянке, ревнующей о спасении   Милость Божия буди с вами!

Благослови вас Господи на пути, которым идете. Господь всюду есть и все видит, что кто для Него собственно делает. Он же всегда готов и с помощью ко всякому, кто прибегает к Нему за нею. Таким образом, если положите в сердце внимать всегда Господу, присущему вам и в вас, и все направлять на угождение Ему Единому, а затем, со всяким недоумением, со всякою духовною нуждою к Нему обращаться, с верою и полною Ему преданностью; то будьте уверены, что все дела ваши, и внутренние и внешние, пойдут самым благоуспешным образом.

Велико дело сознать, что без Него ничего не можем, а еще более велико - с верою к Нему только прибегать, ожидать несомненно помощи. Совесть да будет чистою всегда. Но совесть надо просветить словом Божиим, а то она часто беспокоит за то, за что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководиться совесть. Вы - жена, вы - мать, вы - хозяйка.

Обязанности по всем сим частям изображены в писаниях Апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено: или на угождение Ему, если верою исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется. Благослови вас Господи!

Прошу вас помолиться о моей многогрешности. Ваш богомолец Е. Феофан. 24 апреля 1874 г.     328. Живущий в семье и спасается семейными добродетелями. О детях, находящихся в заведениях. Значение уединения   Милость Божия буди с вами! Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей. Но ведь дело не в том, чтобы все представить в отличном виде, а чтобы сделать все зависящее.

Коль скоро все сделано, нечего себя мучить. Конечно и спустя рукава не следует действовать; но и томить себя не след, предоставляя все Господу. Что в заведениях дети становятся не те уже, что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтоб все внушаемое им (доброе) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуя тому, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех - все от Господа.