Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Молитесь более, помогайте нуждающимся более, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна. Спаси вас Господи и помилуй! Вы помянули о превосходстве уединения. Хорошо оно. Но ведь можно сидеть за стенами, а умом не знать где быть. Следовательно само по себе оно ничтожная вещь. Ваш богомолец Е. Феофан. 9 января 1875 г.     329.

Как пользоваться минутами уединения мирянам. Дело мирян и монахов   Милость Божия буди с вами! Вот и одни, а скучаете. То скучаете, что много разволоки; а когда остались одни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие - молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть не много исправно идут, не дадут скучать.

Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничто на земле. Я разумею то, когда при чтении наприм. Евангелия рождаются вопросы, и когда, по должном углублении, душа найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовного. И тем это приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям.

Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна. Благослови вас Господи трудиться! Монахам - дело помыслы очищать, а у мирян главное намерения при делах исправные держать, а уже до чистоты куда им. И Бог не взыщет. Не таковы порядки у них. Спасайтесь! И о мне многогрешном Бога молите! Ваш богомолец Е. Феофан. 6 февраля 1875 г.     330.

О житии в мире по-Евангельски   Милость Божия буди с вами! Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки - измена Господу. Надобно только различать явную заповедь от того, что не определено заповедью, а оставлено нам на свободу. В последнем случае меру уступки определяет благоразумие, которое иногда и требует сего.

Борьбы же прекращать не следует, а следует только изворачиваться в средствах. Одно не берет, другое придумать, паче же молиться Господу, чтоб и вразумлял и силу давал. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 20 мая 1875 г.     331. Закон духовной жизни - каждый день полагать начало, прежнее забывая кроме грехов   Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи ваше богомольное путешествие. Прошу помолиться и о мне многогрешном пред святынями Божиими. Успевает ли кто в жизни и насколько успевает, этого заметить не дается, потому что иначе всякий сам съедал бы себя с глаз. Неведение это держит в страхе и постоянно подновляет ревность, уверяя, что ничего еще не сделано и что следовательно надо начинать.

Снова начинать - такой закон духовной жизни. Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, заднее все забывая кроме грехов, о коих всегда надо каяться. Трудности пути, препятствия, расслабление, уныние, все это случайности, которые приходят и отходят. На них нечего обращать внимание. Надо им противопоставлять убеждение, что цель впереди верна и что средства, кои нам даны, надежно ведут к ней.

От этого все тревоги будут отходить, исполняя душу благонадежием. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 13 июня 1875 г.     332. О терпении   Милость Божия буди с вами! Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть. Но тяжесть чувствуется только во время напраслины или беды. После же всего сглаживается. Сгладится и то, что вы теперь терпите. Воодушевляйтесь. Все пройдет.

Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа. Не беда только крупная, но и всякая встреча от Него. А Он единое имеет в намерении - спасение наше. Принимайте же все, как живительное врачевство, хоть и горькое, но полезное. Когда бьет Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак посмотрите, что такое есть, за что бьет, и исправьте то.

Для испытания скорби посылаются праведным, а нам скорее в наказание и призыванье к покаянию. Если верите, что Господь есть врач и такой врач, который не станет тратить лекарств попусту, то когда отвратится неисправное - не в делах, а в чувствах и мыслях, - тогда прекратятся и скорби. Благослови вас Господи! Мне не тяжело писать вам и не скучно читать ваши письма. Ваш богомолец Е. Феофан. 11 января 1876 г.     333.

О воздержании от оскорбительных чувств и речей при встрече с другими. О воздержании в пище   Милость Божия буди с вами! Как только увидите неправость мысли, чувства, или слова, тотчас и кайтесь. Хорошо так, как делаете. Прибавьте к этому осматривание, как идет падение и из этого осматривания извлекайте себе урок, как себя одолевать при подобных встречах.

Опыты воздержания дадут опытность в самообладании и падения будут реже и реже. Бог поможет. Смирения побольше надо. Речи или порывы слова, огорчительные для других, не от барства ли? Сознание барства и есть гордость, вещь очень Богу неугодная и в нравственной жизни самая зловредная. Вникните и вырвите этот корень горести выспрь прозябаяй, если он окажется. Поговеть благослови Господи!

Если не можете воздержаться, кушайте рыбу, только не во время говения. И в другое время иной раз лишайте себя этой сладости. Посмотрите, ныне все доктора за границей настаивают заводить для здоровья растительную пищу. А что с этою пищею долже прожить можно, это давно они толкуют. Спасайтесь! Прошу молиться. Ваш богомолец Е. Феофан. 21 февраля 1876 г.     334.