Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Призывается божественное утешение читателю. Сердце человека доступно лишь Господу   Милость Божия буди с вами! Утешающий всякого в туге сущаго, да утешит и вас и да изольет отраду в сердце ваше. Скоро и праздник Утешителев. Да возгреваются в душе вашей движения сущего в вас духа, благодатного! Тогда как с лучом солнца идет неразлучно и теплота, придет с движением духа благодати и утешение.

Сердцем распоряжаться никто не властен. Оно живет особою жизнью. Само по себе радуется, само по себе печалится. И тут с ним ничего не поделаешь. Только Владыка всяческих, все содержащий в деснице Своей, властен входить в него и влагать в него чувства, не соображаясь с натуральными течениями его изменений. Господь да умудрит вас во всем. Мое здоровье не плохо. Всем вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Е. Феофан. 16 мая 1876 г.     335.

О плавании в море житейском   Милость Божия буди с вами! В житейском море вдающимся надобно кораблик свой беречь хорошенько и направлять его как следует, избегая мелей и подводных камней и столкновений разрушительных. Буря нападет, духа не надо терять и на маяк посматривать, чтоб поскорее в пристань спрятаться. Все сие вам ведомо, что есть. Вот вам Златоуста святаго две книжки. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 11 августа 1876 г.     336. Поздравление с постом. Как избавляться обидчивости. Отзыв о рабе Б. Магдалине и о сестре N.

  Милость Божия буди с вами! С постом поздравляю. Проведите его душеспасительно, в слезах покаянных и сокрушении сердечном; поговейте хорошенько и причаститесь св. Христовых Таин. Хорошо бы и не однажды. Впрочем, как устроитесь! Что-то мне показалось, что вы нянчитесь с собою, как с ребенком. Лучше всего, если совсем себя забудете и будете только иметь в мысли, как бы Бога не прогневать чем не угодным Ему в мыслях, словах и делах.

Если не поостережетесь и будете много обращать внимания на людские речи и взоры, то сделаете из себя (извините) недотрогу - чирей самый чувствительный, даже к движению воздуха, а не только к прикосновению. Смотрите в оба сами. Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтоб кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся. В сем премудрость.

Какая живая душа была эта Магдалина?! Удержу нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения. Ибо решившись однажды, она не ворачивалась назад даже помыслом. Об N. помолился. Благослови ее Господи! Господь близ и всем готов все давать, только руки простирай (на молитву), чтоб принимать и уста открывай (на славословие), чтобы вкушать (коль благ Господь)!

К Господу припадать в сердце с сокрушением. Вот все! Будьте здоровы и веселы И сестру вашу да утешит Господь! Спасение ее в терпении. Ваш богомолец Еп. Феофан. 14 февраля 1877 г.     337. Объяснение слов: "Свету сына соделай служителя"   Милость Божия буди с вами! Свету сына соделай служителя.

Свет сына - спасение Господом устроенное и всем нам подаемое, ради веры и жизни по вере. Служитель сего света есть тот, кто всеусердно служит Господу верою и всяким доброделанием. Силу быть таковым подает Господь же, в Коего облекаемся в крещении и с Коим искреннее соединяемся во св. причащении. "Свету сына соделай служителя", будет: чрез святое причащение исполни меня силою, и веровать и жить, как Господь и Спаситель узаконил, да сподоблюсь спасения. Благослови вас Господи! Молите Бога о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 13 августа 1877 г.     338. Против ропотливости.

Надо утешаться будущим счастием   Милость Божия буди с вами! Что смущает вас в окружающем и чего вы не в силах отстранить, оставляйте то на волю Божию, смиряясь, как вы выписали из Петра Дамаскина, пред перстом Божиим, который ничего не допускает для нас такого, из чего бы мы не могли извлечь для себя пользы духовной. Стало быть в таких случаях подобает только сесть и рассмотреть, что бы такое хотел Господь преподать мне ими, молясь вместе, чтоб Он не оставил просветить ум ваш и дать ему узреть осязательно намеренья Божии.

Когда это достигнется, тогда само собою изыдет из сердца воззвание: Слава Тебе Господи! а вместе с тем исчезнет и всякая горечь, залезшая в сердце. За чем то и то не позволяется, и проч.? Затем, что Господь находит то для вас ненужным, бесполезным, а может быть даже и вредным. Удостоверьтесь, что так есть. И успокоитесь. Будущее счастье, коим стараетесь утешить себя, какое это? Здешнее или загробное?

Коли здешнее, то конечно от этого нечего ожидать. А если будущее, то, не понимаю, как оно может быть не утешительно? Страждущие, и с покорностью пред Богом переносящие свое скорбное житье, тоже, что мученики, для коих уготованы такие блага, в сравнении с коими настоящие скорбности и нуля не стоят. Напротив вы лучше сделаете, если чаще будете переноситься туда мыслию и сердцем, в чаянии быть там наконец утешенною.

Ибо это несомненно вас ожидает, если не станете допускать ропотливости и всегда питать смиренную покорность воле Божией,. присуждающей вам то и то. Ваш богомолец Еп. Феофан. 31 октября 1881 г.     339. О приобретении сердечной теплоты к Богу Значение в сем деле молитвы Иисусовой   Милость Божия буди с вами! Добре, что причастились св. Христовых Таин. Буди сие во спасение!

Если сердце ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая. Попробуйте при молитве Иисусовой поживее помыслить, что Господь Сам близ есть, и предстоит душе вашей, и внимает тому, что в ней происходит.

В душе же при сем пробудите жажду спасения и уверенность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения. За тем и вопийте к Нему, мысленно пред собою зримому: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Или: Милостивый Господи, спаси меня, имиже веси судьбами! Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу. Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему.