Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Ваш собственный труд должен предшествовать, - без сочувствия, деспотически - и благодать проявлять будет свое действие, когда утомитесь от труда и не будете знать, что делать. Вы имеете епитимию. В точности исполняйте ее без опущения. И другое все подгоняйте к ней. Я не могу вам определять подробности. Одно твержу, рвение неудержимое возьмите, и пусть оно вытекает из возненавидения плотских сластей, как врагов безжалостных.

Когда придет в силу сие возненавидение, тогда чуть покажется даже легкий помысл, как душа яко лев возрычит на него, и тот мгновенно убежит. Св. ап. Иаков пишет: противьтесь диаволу и бежит от вас, противьтесь похотным восстаниям, и не одолеют. Эти противления и отпоры похотных восстаний будто незаметны, но они замечаются на небе, и тотчас привлекают венцы.

Ни один отпор не оставляется без увенчания. Восприимите же мужество и ратуйте за себя. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Еп. Феофан. 9 августа 1893 г.     355. Непринятому лично посетителю на Выше - благословение и книги   Милость Божия буди с вами! Посланное с вами о. игуменом Глинской пустыни получено. Благодарствую за труд! Когда будете писать к о.

игумену, поблагодарите его от меня за его дары добрые. О себе вы ничего не пишете. Заключаю из сего, что мысли ваши улеглись в какую-либо форму, и не мутят вас. Да благословит Господь путь жизни вашей! Вы не слишком браните меня за то, что не принял вас. Мне нельзя иначе поступать. Вам в благословение я дал бы книг; удобно ли вам взять их? Всяко прошу принять прилагаемые.

При случае они, думается, пригодятся вам для разъяснения каких-либо недоумений. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Еп. Феофан. 24 августа 1893 г.     356. К женщине Марии. Можно ли носить имя Божией Матери. Лютеранку поминать в церкви не следует. О правиле для поклонов   Милость Божия буди с вами! В первый раз слышу о том, что вы пишете.

В церкви запрета никакого нет, носить имя Божией Матери. И беды от того, что празднует кто именины свои в день Рождества Пресв. Богородицы, быть не может. Беда может быть только от недобрых чувств к Божией Матери, от недостатка веры, благоговеинства, уповательного прибегания под кров Ее, и под. Ваше болезненное состояние другие, конечно, имеет причины.

И вам в отношении его ничего другого предпринимать нет нужды, кроме как терпеть благодушно и благодарно: ибо все от Господа, и все для существенного блага нам, - именно в деле спасения. При благодушном терпении и молиться можно, чтоб Господь избавил от немощи, если то будет для вас спасительно. Не смотрите на временное, а на вечное. Цель жизни - не благобытие земное, а блаженство по смерти в другой жизни.

Кто несет какой-либо крест, тот идет надежною к тому дорогою. Туда переселитесь своим желанием и надеждою, и к стяжанию тамошнего благобытия направляйте все свои помышления и заботы. Еврейку-лютеранку надо предоставить воле Божией благой. В церкви поминать можно только принадлежащих церкви. Как она не принадлежит церкви, то и поминать ее там не следует.

Относительно поклонов можете действовать свободно, как Бог по сердцу положит. Правила о сем не могут идти в сравнение с правилом о посте. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 2 марта 1889 г.     357. При посылке своей фотографии Святитель делает наставление об образе Божием в нас Изъяснение Свящ.

Писания в письмах   Милость Божия буди с вами! Благодарю за доброе расположение. Се вам моя кабинетная фотография на молитвенную о мне память пред Господом! Вы желали при сем слова. Вот. - Бог благоволил отпечатлеть в нас Свой лик, создав нас по образу Своему. Всматривайтесь в сей лик и восстановляйте его в себе, при свете Божием: ибо он засорен и черты его помутились и попортились.

Чтоб не вкралась ошибка в сем, имеете подлиннейший лик Божий в Господе Спасителе. С Него снимите и в себе носите, ибо Он есть образ ипостаси Отчей. Хотя и не хотя мы принимаем образ, как итог жизни. Избави нас Господи от такого горького случая, чтоб Господь, когда предстанем Ему по смерти, сказал: чей это образ?! Ибо это однозначительно с связавше его ввергните. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Епископ Феофан. 8 июля 1890 г.     358. Изъяснение текстов Мф.

9:5,16-17; 24:40-41   Изъяснения некоторых мест Св. Писания данные Преосвященным Епископом Феофаном в письмах. (Мф.9:5). Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или встань и ходи? Почему Господь ставит этот вопрос? Ответ. Господь сказал расслабленному: отпущаются тебе греси. Слышавшие соблазнились, говоря: кто может отпущать грехи, кроме Бога?

Спаситель мог бы сказать: да Я и есть Бог. Но это еще более бы соблазнило. Почему Он вместо слова: Я - Бог, делает божеское дело; давая им самим сделать наведение. Но чтоб те сие дело поставили в связь с их помышлениями. Он ставит в ряд два дела: отпущение грехов словом, и исцеление расслабленного словом, и спрашивает, какое из сих дел легче делать.

Что отпущать грехи есть божеское дело, это они знали, и исцелять тоже божеское, это и по общему смыслу: когда исцелил, дал знать, что кто словом исцеляет расслабленного может и грехи отпущать. (Мф.9:16-17). Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, не вливают вина молодого в мехи ветхие. Что этим сравнением хочет показать Спаситель?