Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Мысль же: к царствию протискиваются, как протискиваются сквозь тесную толпу. На практике так и есть: самопринуждение и самопротивление неотъемлемые черты искания спасения и царствия Божия. И только те, кои таковы, достигают царствия. Льготно оно никому не дается. Почему это со дней Иоанна, или, как в другом месте, после закона и пророков, можно не искать, сознавшись в бессилии объяснить это.     361. Изъяснение 1Ин.5:16.17; Кол.2:16-23; Рим.9:11-16.18; 12:20; 1Ин.5:4   (1Ин.5:16.17). Что есть грех не к смерти? Отв.

Грех смертный - который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. Какие именно грехи того и другого рода точно определить едва ли можно. В жизни так надо: коль скоро совесть обличает, кайся скорее и сила греха разрушительная сим пресечется. И нет греха, который бы противостоять мог действию покаяния искреннего. И тем удовольствоваться.

Как понимать слова Апостола во 2-й гл. к Колос, ст.16-23. Не говорится ли тут против монашества? Отв. Нет. Это такие были еретики, которые грехом считали есть мясо, жениться и под. И у нас они есть: безпоповцы, хлысты, скопцы, духоборцы и др. (Рим.9:11-16.18). Господь говорит, что "царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е", а у Апост.

Павла находим, что дело спасения совсем от нас не зависит (ст.16) и Бог до нашего рождения определил ту, или другую участь. В каком отношении находится назначение Божие с нашей свободной волей? Отв. Что нудится царствие Божие - сие предполагает собственные усилия. А когда ап. Павел говорит: сие не от нас, то значит свои усилия не дают искомого.

Соединить надо и то и другое: усиливаться, и всего чаять от благодати. Ни свои усилия не доводят до цели, п.ч. без благодати усилия не далеко заходят, ни благодать не дает чаемого без усилий, п.ч. благодать действует в нас и для нас чрез наши усилия. То и другое подвигает человека вперед и приводит к цели. Предопределение непостижимо. Довольно для нас веровать всем сердцем, что оно ни в каком случае не бывает противно Божией благодати и правде и не нарушает свободы человека.

Обыкновенно решается так: Бог предвидит, как будет свободно действовать человек и сообразно с тем определяет, так что Божие определение опирается на жизни человека, а не жизнь на определении. (Рим.12:20). Не будет ли жестоко благотворить врагам, зная, что этим мы собираем им на голову горящие уголья? Отв. Благотворим не с тою целью, чтоб уголья на голову их собирать, а по заповеди.

А уж таково неизбежное последствие сего. Нельзя же во избежание такой неприятности для злотворцев нарушать заповедь Божию и за сие нарушение на свою голову уголья накладать. (1Ин.5:4). Что разуметь под словом "мир," против которого следует бороться. Отв. Тамбовские тоже спрашивали, я накричал на них: так то вы читаете мои книжки и проч. и проч.

Потом сказал им - найти в книге о трезвении и молитве выписку из св. Исаака. Тут скоро в начале сих выписок и говорится, что есть мир. Тоже и вам говорю. В числе избранных моих проповедей на Господни, Богородичные и Царские дни есть одно из слов па царские дни, в коем решается что есть мир. Говорена в С.П.Б.     362. Просящему молитв и совета в нужде житейской   Милость Божия буди с вами! Просите молитв и совета?

Молюсь, да устроит Господь быт рабов Своих М. и П.! Что касается до совета, то его трудно найти для вас. У вас один человеческий источник пособия - ваш дядя. Его и располагайте, чтоб не оставлял вас. Божий источник неоскудевающий, благое промышление о всех. К Нему прибегайте. Он пошлет вам уроки и пойдет у вас спорынья. Благослови вас Господи и успокой! Еп. Феофан. 20 июня 1892 г.     363.

Совет в виду угрожающей беспомощности   Милость Божия буди с вами! Вам угрожает опасность остаться беспомощными? Хорошо делаете, что наперед подумываете о том скорбном времени. И думайте, и наперед подыщите там, между своими, кто бы расположился помогать, или все родные понемногу. Возверзите на Господа печаль свою, и Той попечется о вас. Упование на Господа не посрамит.

Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием. А между тем молитесь и молитесь. Больше этого ничего не имею вам сказать. Благослови вас Господи и утеши и помоги! Еп. Феофан. 4 июня 1893 г.     364. Ободрение к вере и упованию на Господа   Милость Божия буди с вами!

О себе самих и о потребностях ваших духовных вы ничего не упоминаете. Из этого я заключаю, что у вас все обстоит добре, в ваших отношениях к Богу и к делу спасения. Слава Богу! Да продлит Господь милости Свои к вам. Вы же усугубьте веру свою в Него и упование непоколебимое. В молитве терпите, бодрствующе в ней (Кол.4:2). Держитесь пути самоотвержения, и самоугодия всякого бегайте и если какое прокралось, отсекайте.

Смиряйтесь паче и паче, чтобы Господь имел повод возвысить вас в свое время (1Пет.5:6). Бегайте суеты и хлопотливой многозаботливости. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Еп. Феофан. 11 июля 1893 г.     365. К иноку: объяснение видения и наставление о блудной страсти   Милость Божия буди с вами! Все, что рассказал, ничего худого не означает и не предвещает.

Божия Матерь на милость Божию показует; кресты - призывают к терпению скорбей и лишены и подвигов; змеи и птицы - вражеския искушения и нападки. Это все встречает всякий инок на пути своем. Итак держись начатого пути, веруй, что Господь близ есть, и готов с помощью, и уповай на Него, и все к Нему взывай краткою молитвою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!