Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Вы помянули, что многие переходят в иную веру, начитавшись сочинений Толстого. Диво?! У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни, а Господь Иисус Христос простой человек. В его писаниях - хула на Бога, на Христа Господа, на св. церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин, как написал сам св.

Апостол Павел волхву Еллиму, противившемуся его проповеди на острове Кипре (Деян.13:8-10). Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение евангелия истинного. И за это он есть проклятый апостольским проклятием. Апостол святый Павел написал: кто новое евангелие будет проповедать, да будет проклят (анафема: Гал.1:8). И чтобы все затвердили это добре, в другой раз это подтвердил. (ст.9).

В евангелии богохульника сего цитаты похожи на наши, например: Ин. гл.1-я, ст.1-й, а самый текст другой. Посему он есть подделыватель бесчестнейший, лгун и обманщик. Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте. В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, и всесторонне обличен в безумии и злоумии. Но журналы (духовные) кто читает?

И тетрадки Толстого ходят по рукам секретно, и секретно распространяют ложь. Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь! Е. Феофан.     368. Новогоднее поздравление и наставление об устроении храма своей души   Милость Божия буди с вами! Милостивый Господь милосердо да воззрит на немощи ваши и да подаст вам оздравление и крепость сил, чтоб в новый год вступить вам с новым здоровьем, и с обновленным здоровьем воспевать славу Благодаровитому Богу нашему!

Помоги вам, Господи, вместо рукотворенного храма, в себе самой и из себя самой устроить храм духовный, святительство святое, чтоб приносить в нем Богу жертвы живы из сердца, благоприятныя Богу, Иисус Христом (1Пет.2:5). Для сего не будет тогда нужды (и скорби, по причине болезни) ходить (в храм); ибо все совершаться будет без внешних движений. (Лежи и молись вседушевно).

Мы все и по назначению своему должны быть храмами, как учит св. ап. Павел: не весте ли, яко храм Божий есте, и не это только утверждает, но что и Дух Божий живет в вас (1Кор.3:16). Миряне, суетясь, забывают сие или заглушают в себе, а иноки и инокини на то и вступают в особый род жизни, чтоб явить такое Апостольское о нас определение. Вы же лично еще особенным образом призываетесь к тому; (

болезненным состоянием, в котором духовная молитва особенно должна развиваться). Зажмурьте глаза, и уму вашему нечего будет зреть, кроме Бога Вездесущего и Всевидящего. Вот и станете вы храмом, где обитает Бог. Стены у сего храма вашего - терпение, престол - благодарное Богу сердце, песни - все религиозные чувства к Богу: вера, упование, преданность в св.

волю Его и всякая молитва; регент в сем хоре - благоумный дух, слагающий песни и выполняющий их в непрестанном богомыслии. От души желаю, чтоб вы созиждились в такой духовный храм. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.   369. О курении. Вражье посмеяние. Лукавая наблюдательность. Отзыв на сообщение об О. Д-не   Милость Божия буди с вами! Христос Воскресе!

Даруй вам Господи такой радости, чтоб и конца ей не было и сытости в ней. О чем писали добре бросить курение. Оно не только пусто, но и подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение. Но совета на это никакого нет и не бывает, кроме решиться покрепче. Иного способа нет. Что с вами было, есть вражье посмеяние.

Курить, или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. Вот вам враг и подсолил. Верно вы хорошо поговели. Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова. Вот и вся история!

Извольте учиться и впредь смотреть в оба. На что вязать себя обетом? Говорить надо: "постой, дай-ка попробую бросить, Бог даст слажу". Встречали вы у св. старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается. Что до протоиерея вашего, какое вам до него дело? Он сам за себя отвечает Богу. А что есть у вас лукавая наблюдательность, то ведь она должна быть в ваших руках. Можете, ее остепенить.

Пересудчики никакого оправдания не могут иметь, а вы по сему случаю состоите в чине их. О. Д-ну Божие благословение. Помню его. Даруй ему, Господи, добре священствовать. Народушку надо учить. А иереи Божии все молчат, когда - когда поговорят и все как-то мудрено и перепутано с мудрованием. О. Д-н, полагаю, не таков. Благослови Господи всех вас! Ваш богомолец Е. Феофан.