Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Надо, по крайней мере, пятьсот тысяч, и затем дополнительный, обязательный для учредителей каждогодный взнос, и, к нему, произвольные приношения. Тогда председательство весело будет действовать в просторном кругу своих обязанностей. А если в основе ничего нет и все на авось, то прескучно будет, и общество не будет прочно. И главное, как распределять благотворения, чтоб шли на действительно нуждающихся и по мере, хоть сколько-нибудь, нужды?!

Пошли протекции, ухищрения, а у нуждающихся по губам текло, и в рот не попало. Ничего не будет от этого общества, кроме имени, и председательница именная. Такое общество в городе идет и в приходе - селе. Тут все на лицо. В волости уже не так удачно; а далее, лучше и не начинать. Кто это у вас там придумал? Его и посадить председателем, а супругу вашу избавьте от тяготы сей.

Вы сказали: радуюсь, а я как прочитал, сказал: Боже упаси! Да устроит Господь все дела ваши наилучшим образом! Супруге вашей полные благожелания. А главное: да избавит ее Господь от председательства такого непрочного и тяжелого. Ваш доброхот Еп. Феофан.   309. О должном прохождении обязанности благочинного и о блюдении в себе монашеских обетов   Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи добре проходить вам должность благочинного. Надо действовать не борзясь, потихоньку. Пылить нечего. Главное - возлюбить надо братию и большую и малую и в духе любви действовать. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему. Как огня бойтесь действовать по страсти.

Где хотя малая тень страсти есть, там не жди проку. Тут прячется враг, и все перепутает. Когда взыскивать приходится, избегайте того движения сердца, по коему благочинный известное нечиние считал бы оскорблением лично себе. Как он смел, когда я велел? Как он смел у меня на глазах так поступать? Надо "я" во всех его видах отбросить. Благочинный не настоятель, и должен действовать в подчинении набольшему.

Хорош будет благочинный, если он первый своим непослушанием или невниманием к настоятелю - чинить будет безчинье. Благочинный пусть не заглушает монаха. То чин случайный, а монах по обету и умрет монахом. Так монаха паче надо блюсти. Благочиние можно сбросить, а монаха куда сбросить? Надо думать много, и каждый вечер суд над собою творить, - суд без милости, и таким образом учиться и благочинствовать и монахом быть. Благослови вас Господи!

Со всякою нуждою ко Господу обращайтесь. Господь близ, и готов с помощью. Теперь больше надо иметь страха и смирения. Спасайтесь, по мне Бога молите. Ваш богомолец Е. Феофан. Из письма к другому лицу: "Власть закрывает дверь сердца, и оно понемножку каменеет". О.М. пусть трудится, смиряясь паче и паче. И Бог благословит его успехом.

А станет выситься в мыслях или себе что-либо приписывать, - все пойдет вверх дном. Еп. Феофан.     310. Разные советы и разъяснения благочинному по исправлению должности и очищению сердца   Милость Божия буди с вами! Движения ярости по случаю неприятностей надо прогонять молитвою и размышлением всякий раз, до совершенного их исчезновения. И вреда не будет, а иначе будет.

О другом послушании не следует думать: ибо все же тут своя воля. Когда о. А. спрашивает оком начальника, надо говорить откровенно, как есть дело; это долг ваш. Смущаться этим не должно: ибо иначе поступать не хорошо. Откуда же настоятелю узнать?! О всем, что бывает вследствие исповедания других, надо сказывать своему духовнику и делать как он велит.

И не получивши от него разрешения, не приступать к служению. На исповедание не напрашиваться, но и не отказываться, когда велят и когда нужда видна. Осквернения тоже всякий раз пусть решает духовный отец. Не спать трудно. Служба будет никуда не гожа. Попробовать можно. Если пойдет, можно продолжать. Всяко надо трудить себя из-за сего (чтоб не было осквернений во сне).

Воздержание прибавить: на ночь не есть, и пить меньше - чай слабенький. Письмоводительство хуже благочинничества: надо бы устраниться от него. Но как не знаю, что у вас там сделано по сему, то ничего не говорю. Относительно перемены вообще держаться правила: не двигаться самому, на предложение отвечать ни да, ни нет, и передвинут куда, идти не морщась, будто по Божьему повелению.

Терпеть надо и терпеть все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Не следует ожидать, что как только дал приказ, все пойдет как желательно, а напротив, во всем ожидать противления и готовиться сретить его без смущения, с разумно придуманными в противодействие средствами. Надо все делать со всем усердием, успех же дела предать в руки Божии.

Почему, когда нет успеха, не ярить, а укорять себя, что худо придумал и новое средство придумать. Не все однако ж об этом думать, а и своею душою неотступно заниматься. Молитва да будет в сердце неотлучно. Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною с одним Господом. И тако отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.     311.

Повторение главных качеств приличествующих благочинному. Ответ о навыкновении умной молитве   Милость Божия буди с вами! Я думаю, что вы теперь уже попривыкли к делам вашего послушания. Даруй Господи, чтоб все шло лучше и лучше. Мудрость не велика! Не пылить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед. Господь того хочет и всегда в этих делах есть всесильный пособник.