Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Когда внимание к Богу живо и внутренне молитва идет, тогда лучше ничего не начинать делать (дома-то), а сидеть или ходить, или лучше стоять пред иконами и молиться; когда начнет слабеть, подогреть его чтением или размышлением. Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкли деланиям или занятиям монастырским. Потом же, когда они дойдут до внутренних некиих ощущений и особенно до сердечной теплоты, правила и им не строго нужны.

Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободну в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило. Тело надо держать постоянно в струнку, как солдат на параде, никак не позволяя себе распускать членов, не только при хождении и сидении, но и при стоянии и лежании. Дела все - большие и малые - делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается.

Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос да будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему. В принятии пищи немного оскудить питание; равно и у сна отнимать кое-что. Как что, сами смотрите.

Не нужно вязать себя, а свободно действовать, иногда так, иногда иначе, одно имея в виду - плоти угодия не творить и ни в чем не самоугодничать. И спать, или бодрствовать тоже разумно можно, имея одну меру не засыпаться крепко. Вам дал Бог слезы. Это добре. Но временные слезы не все еще. Надо, чтоб постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз.

Из глаз текущие питают червь тщеславия, а те сердечные Богу Единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением. Читайте препод. Варсануфия и Иоанна. Там определены все случайности и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда. Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру один есть Господь - Спаситель наш.

В час размышления или при поклонах внезапно проявляться будут мысли спасительные или руководительные или пояснительные, надо их замечать и записывать. Если будете предавать себя Господу вседушно, то Он Сам преподаст вам или чрез Ангела-Хранителя всю науку христианскую. Выучите несколько псалмов на память, таких, которые больше по сердцу. И потом, во время поклонов, можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву.

Мне сказывал это один человек, который начинал с начала утрени: "Помилуй мя Боже", и не успевал кончить ее (свою молитву) до конца утрени. Этот способ больше всякого развивает дух молитвенный. Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу, с молитвенным в Нем пребыванием, се производители жизни духовной. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.   313.

Как вести себя при неприятностях с другими   Милость Божия буди с вами! Очень сожалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшимся благоугождать Богу надо во-первых все принимать спокойно и терпеть благодушно; а во-вторых - уметь держать себя при сем и действовать. Первое - легко.

Стиснул зубы, и молчи; а второе - очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет, и чрез слова, и чрез дела, и чрез движение, и чрез мину; это обстоятельство все и портит, как сами видите. Но имеете опыты, извольте учиться. Наука проста, но трудно заучиваема. Именно в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать.

Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтобы и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь и дело пойдет ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчиво, и речь не произведет худого действия; ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный. Извольте теперь из того случая взять себе урок.

Сядьте и осмотрите, что бы следовало вам подумать, чтоб изгладить неприятное чувство, и вперед по сему действуйте. Вы о тех отцах думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств. Научитесь думать о них хорошо и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это, доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому-либо уважаемому лицу, и сие чувство храните, и с ним ходите. Тогда никаких неприятностей не будет.

Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть и почитайте. Господь да умудрит вас во спасение! Ваш богомолец Е. Феофан.     314. Как охранять в себе сердечную теплоту и избегать самомнения. О заучивании псалмов   Милость Божия буди с вами! Очень рад, что восставшие у вас неприятности миновались. Слава Богу! Даруй Господи, чтоб не повторялись.

Теплота сердечная, о коей вы пишете, хорошее состояние. И надо ее блюсти и поддерживать. Когда ослабеет, возгревать так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтоб не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства, не согласных с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не прилегло к чему либо видимому и никакая забота не поглощала всего внимания.

Внимание к Богу да будет неотходное и напряжение тела неослабное, в струнку, как солдат в строю. Главное же: Господа молить, да продлит сию милость. Что кается до - это ли? то, однажды навсегда примите за правило, такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражие порождение. Если остановитесь на вопросе сем, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно это. Ты - ведь молодец!