Archbishop Vasily (Krivoshein)

From 1937, Monk Basil, who by that time had become a member of the monastery Council, was almost annually appointed the second "extraordinary" representative of the monastery at the Athonite meetings of twenty monasteries, where the most important questions of the Holy Mountain were discussed and resolved. From 1942 he was a permanent representative (anti-prosop) of the Panteleimon Monastery in Holy Kinot (the Athonite "parliament"), and in 1944-1945 he was also a member of the epistasis (Athonite administrative body). In addition, given his knowledge of several foreign languages, he was instructed to accompany foreign guests visiting Mount Athos in the summer. Among them were many educated people, Byzantines who were interested in ancient manuscripts, and Catholic monks who studied monastic life.

Постепенно, наряду с обычными монастырскими послушаниями, овладев греческим языком, отец Василий стал вести канцелярскую работу монастыря и получил доступ в книгохранилище обители, где находятся древние греческие рукописи и архивы. С этого времени он начал заниматься изучением духовного наследия святых отцов, и у него появился интерес к истории Византии. Плодом этой работы явился его труд о богословии отца Церкви святителя Григория Паламы, получивший признание специалистов по патристике и византологии. Как в западной науке, так и при дореволюционных Духовных академиях в России еще в XIX веке была проделана огромная работа по систематизации и изучению трудов отцов и учителей Церкви. Во второй половине прошлого века французский католический аббат Минь совершил поистине гигантский труд – он собрал и напечатал в хронологическом порядке все писания греческих и латинских отцов Церкви. Но внимание ученых привлекали, в основном, отцы Церкви доконстантиновской, эпохи вселенских соборов. Труды отцов Церкви поздневизантийского периода – эпохи Македонской династии и Палеологов – даже изданные аббатом Минь, до недавнего времени были еще мало изучены. Между тем, до падения Константинополя, захваченного турками в 1453 году, богословская мысль Византии переживала эпоху творческого расцвета.

Такие богословы, как преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский, искали уже не четких вероучительных формулировок (как отцы Церкви в эпоху Вселенских Соборов, решавшие, в первую очередь, вопросы о взаимоотношении божественной и человеческой природы Иисуса Христа и опровергавшие ошибочные учения), а внутреннего, духовного знания. Это то мистическое восхождение, которое делает человека участником божественной жизни, явленной во Христе. Работа "Аскетическое и догматическое учение святителя Григория Паламы" была издана на русском языке в 1937 году в Праге в Ежегоднике Seminarium Kondakovianum, впоследствии переведена и издана на английском и немецком языках. Это была первая работа общего характера, написанная на основе всех изданных творений святителя Григория Паламы. Она может рассматриваться как ответ православного богослова католическим исследователям, изучающим творчество святителя, хотя и была начата монахом Василием еще до ознакомления с их работами. В период пребывания монаха Василия на Афоне в Пантелеимоновом монастыре жили многие выдающиеся старцы, известные высокой духовной жизнью, среди них схимонах Силуан (Антонов; + 1938). Несмотря на это, монастырь переживал острый кризис изза непрерывного уменьшения числа и старения братии. Одной из причин этого были ограничительные меры греческих властей, направленные против притока иностранцев на Афон, распространявшиеся и на русских. Против таких ограничений монаху Василию как монастырскому секретарю и представителю в Киноте пришлось много бороться, что вызывало недовольство лиц, враждебно настроенных в отношении русского монашества на Афоне. В сентябре 1927 года монах Василий был вынужден уехать с Афона, при этом оставшись членом монастырского братства. А побывать снова на Святой Горе он смог только в апреле 1977 года.

В 1951 году, получив благословение настоятеля Пантелеимонова монастыря архимандрита Иустина на пребывание в Англии, монах Василий поселился в Оксфорде, где продолжил научнобогословскую работу; он принял участие в составлении Оксфордского патристического словаря, который вышел под редакцией профессора Г. В. Лемпа, и написал ряд статей для научных журналов Англии, Германии, Греции, Италии, Франции. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича; + 1961) он был рукоположен епископом Далматинским Иринеем (Сербская Церковь) 21 мая 1951 года во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха и назначен священнослужителем Никольского домового храма в Оксфорде, окормлявшего православных разных национальностей, проживающих в этом университетском городе. В апреле 1957 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, отец Василий был возведен в сан архимандрита.

Fr. Vasily participated in various international scientific congresses and conferences, making presentations at them. Among these conferences, the First International Congress of Patrologists in Oxford (1951) and the Congress of Byzantinologists in Munich (1958) should be especially noted. Subsequently, congresses of patrologists were convened in Oxford every four years, and Father Vasily spoke at them with reports. In November 1959, he participated in the celebrations on the occasion of the 600th anniversary of the repose of St. Gregory Palamas, Archbishop of Thessalonica.

On May 26, 1958, by a decree of His Holiness Patriarch Alexy and the Holy Synod, Archimandrite Basil was appointed vicar of the Patriarchal Exarch for Western Europe, Archbishop Nicholas (Eremin, +1985) with the title of "Bishop of Volokolamsk" and a stay in Paris. The consecration of Archimandrite Basil was performed on June 14, 1959 in London, in the Dormition Cathedral of the Russian Orthodox Church, by Archbishop Nicholas, Patriarchal Exarch for Western Europe, and Bishop Anthony (Bloom; now Metropolitan of Sourozh). The Greek bishop in London, Jacob Virvos (Patriarchate of Constantinople), also took part in the nomination of bishop.

On May 30, 1960, after the death of Metropolitan Alexander (Nemilovsky; +1960) of Brussels and Belgium, Bishop Basil was appointed by decree of His Holiness Patriarch Alexy and the Holy Synod to the Brussels cathedra. In the same year, Bishop Basil visited Moscow, where on July 21, the feast day of the Kazan Icon of the Mother of God, he was elevated to the rank of archbishop. The Brussels diocese is small in terms of the number of believers and churches. During his administration, Archbishop Basil opened three new churches: two in Brussels and one at the Flemish skete in Perveys, near Dixmude. Services in Brussels churches are performed in French, and in Pervaise in Flemish. In 1985, Vladyka Basil had the pleasure of seeing the official recognition by the Belgian authorities of the Orthodox faith, along with the Roman Catholic (with the representatives of the hierarchy of which he maintained friendly relations) and others.