Archbishop Vasily (Krivoshein)
132 Vie 102.14103.18.
133 Vie 104.17–24.
134 Vie 107.15–23.
135 Vie 108.
136 См. сн.1 к этой главе.
137 Ер 4.38–45.
138 Ер 4.45–49.
139 Ер 4.181–186.
140 Ер 4 заглавие.
141 Ер 4.392–399.
142 Ер 4.263–271.
143 Ер 4.415–420.
144 Vie 110.
145 Vie 37.11–12.
146 Vie 111.717.
147 Vie 113–124.
148 Vie 119.912.
149 Vie 120.1–2.
150 Vie 125.113.
151 Vie 126.14–19.
152 Vie 128.1.
153 Vie 128.21.
154 Vie 128.17–20.
155 Vie 128.20129.15.
156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55–61.
157 Vie 129.1525
158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».
159 Cat 5.1.112