Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

У Господа своя на всякого провинившегося налагается епитимия, - которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если безжалостно кто помучит себя, то скоро возвращает, а если поблажки себе даст, то не скоро. Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли, и трудитесь.

Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин. Камердинер провинился. Господин выгнал его и со двора согнал. Потом, когда он расплакался, господин сжалился над ним, и принял в дом, но не в камердинеры, а сказал: живи пока на кухне. Я посмотрю, как-то у тебя дело пойдет, и тогда, может быть, опять возьму тебя в камердинеры. Вот в таком положении и вы.

Извольте умудряться, - и взяться за дело. "Руки опустились". Не руки опускать, - а напротив и руки засучать и ноги поднимать надо. Ибо Господь близ, - и готов все отдать, только труда и усердия побольше надо заявить. Спасайтесь! Не робеть! Ваш богомолец, Е. Феофан.     1462. О борьбе с сомнениями. Отражение сомнений в существовании Бога, религии и свободно-разумной души.

Как совместить Божие предведение с свободой человека   Милость Божия буди с вами! Так вот где источник всех ваших мрачностей! "Являются мысли не свои, а чужие, совне всеваемые, и омрачают душевную светлость вашу". В этом главная черта настоящего состояния вашего. Не ваш ум рождает вздорные мысли: их всевает кто-то совне.

Ваш же ум цел и здрав, - и все у вас, надо полагать, в своем виде. - На это всевание и надо вам теперь обратить все внимание. Считайте себя таким лицом, как то, которое испытывает внушения на какое-либо греховное дело или похоть злую. И научайтесь также действовать в отношении к сомнениям, как тот действует в отношении к похотям. - Первый прием для испытывающего злые влечения есть - не считать внушения своим, а всеянным, - положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему не как к своему детищу, а как к вражескому порождению.

Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от ней понуждение - делать по внушению испытываемому. Обычно полагают: своя природа требует, - как не удовлетворить? Но кто сразу признал в родившемся пожелании чуждое детище, тому не это положение приходит на ум, а совсем другое. С вопросами обращается он к желанию и подвергает его анализу и критике.

Этот самый простой прием рассеивает искушение: оно как дым от ветра исчезает. - Вот это именно следует и вам делать при каждом сомнении. При каждом его порождении, не слагайтесь с ним в уме, как будто так уже и на деле есть, как оно внушает; а останавливайте его при самом входе, как непрошенного гостя, и подвергайте осмотру. Как в пожеланиях не слагаться с ними - сердцем - есть первое; так в сомнениях не слагаться с ними умом - есть первое.

- Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в желаниях тоже бывает, что они вдруг обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только бесстыдность нападающего. Если кто бросится на вас невзначай, и охватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете: так и здесь. Пусть охватило сомнение весь ум, напрягитесь оттолкнуть его, чтоб оно стало вне, и можно было вести с ним дело, как с другим чуждым лицом.

Если станете так действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгнете их от ума и потребуете к суду. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать их. В отношении к пожеланиям, - по сознании вражеского в них к нам подступа, у всех святых, - полагается вторым приемом: вместо своеличной с ними борьбы, обращаться к Господу Спасителю, и они исчезают.

Думаю, что тоже надо делать и в отношении к сомнениям. Обращайтесь умно к Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. - И это будет. Третий прием - восстановить доброе в себе в обычной его силе. - У вас и ум и сердце целы. Не клевещите на них. Что бывает, бывает от врага. Стало вам есть за что взяться в себе самих. И беритесь за то.

Какие добрые мысли и чувства испытываете, те и спешите восставить. Мне думается, что вся беда у вас от того, что вы порождающиеся сомнения принимаете как друзей и впускаете их внутрь, и лелеете их, становясь на их сторону. Это значит, и рук не поднимая отдаваться врагу в полную власть. А вы наперед держите убеждение, что сомнения ничего истинного не представляют, и когда родятся, гоните их, всячески напрягаясь пребыть на стороне добра и истины, какие испытывали.

Когда восставите свое доброе состояние, тогда можете анализировать сомнение. Тут оно будет уже очень слабо, - и победа всегда будет оставаться за вами. Распространяюсь нарочно об этом, потому что в этом полагаю главное ваше немоществование. Вы, кажется, стали думать, что у вас уж и совсем не осталось веры: ибо пишете о ней, как о деле прошедшем. Пустое.

Это враг вам навевает, чтоб руки ваши опустились, и вы не восставали на него. У вас все цело: и вера, и убеждение, и добрая совесть. И Господь близ вас есть, и спасение вам готовит. Вам только надо воодушевиться и стать пред лицом врага в положение не покорного слуги, а смелого противоборца. - И все тут. - Вы слыхали конечно, что у всякого есть как Ангел Хранитель, так и враг искуситель. Есть воистину.

- Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не стань внимать себе и блюстись, пропадешь. Он затуманит и закружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного корыстный, у иного гордостный - с разными оттенками. У вас - дух хулы и сомнений. Есть враг около не за тем, чтоб ему покорствовать, а чтобы с ним бороться, и борьбою вырабатывать в себе противоположное добро: вместо похотности - целомудрие, вместо гордости - смирение.