Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Следовательно, быть с Богом есть норма жизни нашей души. Это так осязательно, что и спорить против сего нельзя. Неверы напрягались то отвергать общность чувства Божества, то кривотолком объяснять его; - но неудачно. Веровать в Бога, и быть с Ним в общении - се человек. И кто отступает от сего, тот не по человечески думает и настроен. Установившись в этой мысли, вы найдете Бога в себе.

А перешедши с этою истиною вне, вы увидите его и во вне. Твари Божии возвещают о Боге. Если есть разумность в устроении вещей: то есть и существо разумное их устроившее. Это неотразимое заключение, силу которого все умы испытывают, не исключая и тех, которые надуваются не верить. Так у вас будет и внутрь и вне - Бог. И потребность быть в общении с Богом вы уясните: ибо высшие ваши стремления выражают именно сию потребность.

- Останется вам уяснить, как вступить в общение с Богом и быть в Нем. - Тут Христос Господь, Который сказал: Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. - Се цепь связующая нас с Богом. - Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. - Полагаю, что их и нет в вас. Вы сами себя соблазняете, относя себя к числу неверов. Я не вижу, какое сомнение может прицепиться к тому, что иные бывают пьяны.

- И кто объедается похож на пьяного, - и тот кто - крепко рассерчает. - Это все не нормальные состояния. Из них ничего нельзя вывести против души. Равно и из того, что у животных есть иное похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных, - тоже ничего нельзя выводить. У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку - свой.

Творения Божии так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы - низших классов, - и кроме их имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризующие. В мире, или его составе надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницею - от низших к высшим идущею. - Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе, и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизации - (напр.

, снежинки-разводы на окнах зимою и под.). Выше этой стоит сила растительная, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит - животная, которая в своей власти держит и растительную силу, и кристаллизующую, и силу химических сочетаний. - Выше животнодушевной силы - сила человеческого естества, которое содержит все силы низшие его в своей власти, и ими действует.

Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными. Есть схожее и с растениями: ибо питание и ращение тела есть растительное дело; но что же из этого вывести? - Ничего нельзя, кроме - что всякому свой чин. В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворимость. - Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении.

Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого же чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога сочетавшись с душою животных возвел ее на степень души человеческой. - И стал человек двояк. Одно тянет его горе, - другое - долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е.

страхом Божиим водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, - и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится, и крушится. Дух тут как пленник в узах, - находится в услужении у варваров, страстей похотных. - Сам он не удовлетворяется, и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив.

От чего животные потребности у животных все в своей мере: а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? - Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его. Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, - и в самом их движении проявляется нечто совсем животным несвойственное.

О чем ни стать рассуждать всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля. Вы атаковываете свободу, - будто все строится так, что хочешь - не хочешь, а делай. - Стоит только повнимательнее просмотреть дела свои, хоть в один день, или полдня, - и увидите, что все мы сами делаем, и делаем потому, что так хотим. Кто вас привел на Вышу?

- Связанным приволок кто, или сами решились и приехали? То, что вы называете понуждением, есть побуждение, без которого свободные дела не делаются. Но побуждение не есть необходимость - делать, а предложение дела. Дело предлагается, душа обсуждает, сделать ли и решает - делать или нет. Этого решения у души вынудить никто не может. Сама решает.

Сюда и Божеская сила не заходит, и никаким мановением свободы души не связывает. Прародители пали. Почему? - Нашли, что лучше будто не исполнять заповеди и нарушили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала и нашла, что он не худо предлагает, - и по этому своему смышлению решила - сорвать плод и вкусить. - Решения этого никто не вынуждал. Тоже и духи пали, - конечно, вследствие рассуждения и своеличного решения, что лучше не слушать Бога, а жить по своему смышлению. Рассудили так и отпали от Бога. Решения этого никто не вынуждал. Так и всякая душа действует.

Побуждений может быть много и самых сильных и понудительных, а решение всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям. Возьмите мучеников! - Предлежат орудия мучений, обещается покойная жизнь, иногда сбоку стоят мать и отец, и уговаривают бросить несколько ладану в жаровню пред идолом, - иногда же кроме этого - и жена молодая, любимая, и еще с ребенком. Сколько понуждений! - А мученик решает совсем наперекор им. - Не свободен ли он?!