Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

У вас, вместо сомнений, веру искреннюю, твердую и разумную. В этом задача вашей жизни. Извольте ее выполнить. Сомнения! - Да кто их не испытывает? - И я испытывал их. Но станешь разбирать его и оно разлетится. Сомнение тоже, что возражение. Возражение - вдруг - может смутить; но присмотревшись и обдумавши его опровергают. Тоже и с сомнениями.

Станешь обдумывать, - и дойдешь до решения: нет, это пустое; ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское. Но есть способ, как дойти до того, чтоб сомнения совсем не рождались. Мне рассказывал один, как его кто-то научил, как до сего достигнуть. Вообрази, говорит, истину, и молись о ней, или ее во время молитвы вращай в уме, и молитвы составляй из нее же.

Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души; питая ее и обвеселяя. Этот есть сроднение души с истиною; и после сего сомнения уже не могут колебать ее. Они могут в памяти проходить, но бывают далеки от души, как говор или шепот за стеною. - Так творить меня научил некто. Я стал так делать, и по милости Божией, хоть и грешен есмь, но ум мой плавает в области истины спокойно и утешается ею.

Вам что мешает так поступать, - особенно в виду так сильно искушающего вас врага? Пишу все об этом: ибо не вижу у вас определенных сомнений, - и думаю, что когда пишете, их нет у вас. Приходят и отходят. - И бросьте из головы, будто сомневаетесь так, как сомневаются неверы закоренелые. Враг внушил вам, что у вас это есть, вы и поверили.

Перестаньте верить врагу, и покой начнет водворяться. Я предложил вам вопросы, - что душа, - от чего все знают и ищут Бога, и томятся от сомнения и неверия, - чтоб обдумавши все как следует вы пришли к такому заключению: душа, - существо духовное, - не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особная личность, свободноразумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим.

- Потому это желательно, что в этом положении основа веры и жизни. - И потрудитесь прежде всего эту истину укоренить и укрепить в себе. Относительно души вы не высказываете сомнений. Она у вас есть и обнаруживает высшие стремления, ничем земным не удовлетворяемые. Вот и добре! - Станьте на этом и развивайте далее свою мысль. Если не удовлетворяется душа земным; то следует удовлетворять ее неземным.

- И осмотритесь, не было ли прежде, нет ли и теперь лиц, которые находят высшие свои стремления удовлетворяемыми. - Если увидите таких, разберите, чем удовлетворяется их ничем ненасытная душа. - Наперед вам сказываю, что вы найдете и удостоверитесь, что они удовлетворенною имеют душу свою потому, что веруют в Бога, ищут Его и имеют свидетельство, что Бог благоволительно принял их искание и общится с ними. В самом деле, все люди ищут Бога.

Следовательно, быть с Богом есть норма жизни нашей души. Это так осязательно, что и спорить против сего нельзя. Неверы напрягались то отвергать общность чувства Божества, то кривотолком объяснять его; - но неудачно. Веровать в Бога, и быть с Ним в общении - се человек. И кто отступает от сего, тот не по человечески думает и настроен. Установившись в этой мысли, вы найдете Бога в себе.

А перешедши с этою истиною вне, вы увидите его и во вне. Твари Божии возвещают о Боге. Если есть разумность в устроении вещей: то есть и существо разумное их устроившее. Это неотразимое заключение, силу которого все умы испытывают, не исключая и тех, которые надуваются не верить. Так у вас будет и внутрь и вне - Бог. И потребность быть в общении с Богом вы уясните: ибо высшие ваши стремления выражают именно сию потребность.

- Останется вам уяснить, как вступить в общение с Богом и быть в Нем. - Тут Христос Господь, Который сказал: Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. - Се цепь связующая нас с Богом. - Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. - Полагаю, что их и нет в вас. Вы сами себя соблазняете, относя себя к числу неверов. Я не вижу, какое сомнение может прицепиться к тому, что иные бывают пьяны.

- И кто объедается похож на пьяного, - и тот кто - крепко рассерчает. - Это все не нормальные состояния. Из них ничего нельзя вывести против души. Равно и из того, что у животных есть иное похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных, - тоже ничего нельзя выводить. У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку - свой.

Творения Божии так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы - низших классов, - и кроме их имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризующие. В мире, или его составе надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницею - от низших к высшим идущею. - Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе, и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизации - (напр.

, снежинки-разводы на окнах зимою и под.). Выше этой стоит сила растительная, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит - животная, которая в своей власти держит и растительную силу, и кристаллизующую, и силу химических сочетаний. - Выше животнодушевной силы - сила человеческого естества, которое содержит все силы низшие его в своей власти, и ими действует.

Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными. Есть схожее и с растениями: ибо питание и ращение тела есть растительное дело; но что же из этого вывести? - Ничего нельзя, кроме - что всякому свой чин. В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворимость. - Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении.