Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

То, о чем вы писали, не оставило никакого следа, как простое сказание о бывшем. Что малец ваш мирится с своим новым житьем, этого надо было ожидать. Помоги ему Господи! Что загадываете причаститься в день именин, - доброе дело. Буди во спасение. Черничку благослови Господи! Наипаче мира душевного желаю ей! Беседы души с Богом бл. Августина - нет. Спасайтесь! Благослови Господи всех вас. Ваш доброхот Е. Феофан.     1336. Поздравления.

Наставление и ободрение Черничке   Милость Божия буди с вами! С праздником поздравляю. Добре, что поговели и причастились св. Христовых Таин, - и опять собираетесь. Благослови Господи быть сему во спасение. Очень рад, что успокоились насчет Московской Премудрости. Черничку спаси Господи. Время ее молодое, потребности души и тела в живом движении. Сколько ей потребно внимания!

Но Господь близ, и Ангел Хранитель, и Покров Матери Божией. Да молится убо с воздыханиями, и будет как овечка в прочной ограде. - А материнская молитва да будет как покров, или осенение согревающее. Светлый праздник и вам желаю встретить - в радости духовной. Но прежде потрудиться, и поскорбеть надо с Господом в страданиях Его. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец. Е. Феофан. P.S.

Посылаю с соседями вашими, - которые были так добры, что сами пожелали, чтоб я написал, и передал то чрез Евлампия.     1337. Сочувствие радующимся. Заботливый муж. О молитве без поклонов   Милость Божия буди с вами! Благодушествуете. Это очень приятно встретить в вас, почасту, если не всегда, чувствующих себя в тяготе сущими.

Даруй вам Господи постоянно иметь обрадованное сердце. Что Беличка наконец утешена, очень рад. Я так и ожидал, что у них там случайно что-нибудь расклеилось. Слава Богу! Что ваш муж беспокоится, боясь оставить вас в затруднительном положении, - добре делает. Это его долг - устроить, чтоб лишась головы семьи, вы, по крайней мере, покойно сидели в своем угле. Но к чему же хандрить?!

Устроить надо, добре взявшись за дело, и конец. - И вам в успокоение ему тогда довольно сказать: видишь, - все в порядке. И я не буду в беде! Да кто же это такой малец?! Я совсем забыл. - Благодарю его за молитву. - Благослови его Господи, и научи всему доброму. У вас самих если голова мешает класть поклоны, без поклонов молитесь: поклоны принадлежность молитвы помогающая, а не самая молитва.

Молитва - то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову; то начните не с 3000, а с 1000, и даже 500, - и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите. Разве потребность будет. Но лучше все за раз выполнять положенное число, - и ночью. Днем же так вперемежку, не в счет почасту творить ту же молитовку.

Черничку благослови Господи преуспевать. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. Посылаю вам октябрь Душ. Чт. Благодарствую за попечение о согретии ног моих.     1338. О надлежащем творении молитвы Иисусовой и плодах ее   Милость Божия буди с вами! Добре, что причастились. Буди сие во спасение!

Упокой Господи и старицу Александру! Если сердце ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая. Попробуйте при молитве Иисусовой поживее помыслить, что Господь Сам близ есть и предстоит душе вашей и внимает тому, что в ней происходит.

В душе же при сем пробудите жажду спасения и уверенность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения. Затем и вопийте к Нему, мысленно пред собою зримому. Г. И. X. С. Б. п. н. или: милостивый Господи, спаси меня имиже веси судьбами. Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу. Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу.

Как Он весь есть любовь; то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому, или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа. На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме - предзрение Господа пред собою, в сердце - жажда Бога, или общения с Господом.

Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое. Извольте все сие сообразить и взять в руководство и почаще прочитывать, чтоб поновлять в памяти, как должно действовать. И Черничке все сие растолкуйте. Болит по ней душа моя, в желании, чтоб она покрепче утвердилась во внутреннем человеке. Ибо тогда уже никакие волны не могут колебать ее, как твердый утес. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 29 ноября 84 г.

      1339. О причащении с доброю совестью   Милость Божия буди с вами! Благослови Господи вам причаститься Святых Христовых Таин. Чтобы не быть в грехе - надо грехи очистить покаянием, - и приступая, приступить с верою и страхом в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими непричащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами.

- Главное иметь - желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая можно себе угождать. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.     1340. Средства к возгреванию в себе благодати Св. Духа. Похвала военному званию   Милость Божия буди с вами! Благодать Духа Святого с нами с момента крещения и миропомазания.