Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Не хорошо судиться с духовенством   Той, у которой сын Михаил с Евгенией женою. Не зная ваших с сыном обстоятельств, не могу указать: возьми или не возьми. - Сама смотри. - Если он исправился, от чего его не принять, но - все же сама смотри. К нему писать мне не приходится. Не хорошо, что он судится со священниками.

- Если не виноват, уступил бы ради Господа. А если виноват, сознался бы и испросил прощенья. И делу конец. Но может быть обстоятельства не такие. Е.Ф.     1437. Вопрошающей о вступлении в брак   Просящей ответа и благословения вступить в брак. Коли это ты находишь для себя пригодным - Бог благословит. Е.Ф.

      1438. NN. Ответ впадшей в тяжкий грех   Милость Божия буди с тобою! Нет греха, побеждающего милосердие Божие. - Бог простит и твой грех. Но иди к духовнику, и исповедуйся. Попроси, чтоб дал епитимию. И исполняй ее. Благослови тебя Господи! Спасайся! Вот тебе книжка! Е. Феофан     1439. NN.

В чем спасение   Милость Божия буди и с Вами рабы Божии - Димитрий и Евдокия! Бога бойтеся и заповеди Его исполняйте. Ибо в этом спасение. Церковь Божию любите. Со всеми в ладах будьте, милостыню по силам не забывайте. Терпите, что пошлет Бог потерпеть. Спасайтесь! Е.Ф.     1440. Вопрошающей о браке.

Должна ли мать давать сыну согласие на брак с невестою, которая ей не нравится   Милость Божия буди с тобою! Спрашиваешь о браке сына. Бог благословить! Он любит свою невесту, и она его верно любит. В этом и сила брачного союза. - А что говоришь: нам не нравится, то ведь не вам, а ему жить с женою. Коли ему нравится, - какое вам дело.

- И родителям радоваться следует такому браку: ибо видно, что он хорош. Сомневаешься, что помогать не будет. Это от женитьбы не зависит. Если хорош он, будет помогать, где бы ни жил. А если не хорош, то что с ним сделаешь? Если в таком важном деле ты - мать - сделаешь по сердцу сына, то он весь век будет помнить и отплачивать тебе пособиями посильными.

Так я не вижу ничего недоброго в этом браке. Бог благословит! Еп. Феофан. 2 апреля 83 г.     1441. Два письма к монахине Амвросии. Хороший сон. Общее наставление о пути спасения для монашенки   Милость Божия буди с вами! Явившийся вам во сне был ваш Ангел Хранитель. Вида в этом милость Божию к вам, не смею быть и сам немилостивым.

- Посылаю с сей почтою книгу проповедей о покаянии и исправлении жизни. - Не годится ли она вам? Путь спасения конечно ведом вам. Покаявшись и положив намерение жить исправно, надо уже, без всяких уступок, приносить плоды покаяния, в посте, молитвах и помогании другим. - Надо полюбить уединение, молчание и труд, чтобы меньше мысли рассеивались.

Блуждание мыслей расслабляет благое намерение. К службам ходить неопустительно и дома утруждать себя поклонами. Читать душеспасительное хорошо; но не много. Немногое прочитанное запоминать надо, чтобы не попусту читать. - Начальству монастырскому всякое послушание оказывать. С сестрами быть в мире со всеми, а дружб особенных не заводить. Какой можно чем помочь - хорошо; а нет, так и быть. В гости не ходить и к себе не звать.

С Господом Спасителем вести непрестанную беседу. Знай всякая свой угол, и Господа, - и больше ничего. Господь да умудрит вас. Ваш богомолец Еп. Феофан. 6 мар. 1871 г.       1442. Наставление пред постригом. Церковное послушание. О рассеянности во время службы   К мон. Амвросии. Милость Божия буди с вами! Постриг! - Благослови, Господи! Вы, конечно, понимаете, что это.

Потому приступите со страхом и трепетом, не упадая однако ж духом пред великостью дела, но воодушевляясь упованием на скорую помощь Божию тем, которые взыскиваюсь ее у Него от всего сердца. Не прегрешат все уповающие на Господа. Первый постриг в обители! Позаботьтесь же быть первою инокинею, только не превозношением по мирскому, а смирением пред всеми, по слову Господа, Который заповедал первым - быть для всех рабами.

Послушание ваше Церковное очень хорошо, - и вы хорошо понимаете, чего оно требует. Церковь - дом Божий, - и все там Божие. Обходитесь же со всякою там вещью, как с Божиею, и поступайте с нею так, как бы вы от Самого Господа получили на то повеление с памятованием при том, что и Сам Господь тут же и смотрит, как вы действуете, - и или утешается тем, или оскорбляется. Ваш дух.

отец правду сказал, что не надо мучиться, если во время молитвы и службы мысли отбегают к делам вашего послушания. Однако ж нельзя сказать, чтоб это было в порядке вещей, и чтоб такой непорядок можно было пропускать с небрежностью, как будто это ничего. - Как это неуместно, может уяснить себе таким примером. Положим, что вы пришли к большому лицу - просить его о чем-либо, - и вместо прошения, ходите по комнатам, рассматриваете, что есть на стенах, глазеете в окна, и под. Что сделает то лицо, смотря на вас?

Позовет лакея и велит выпроводить вас не с честью. - Точь-в-точь тоже самое мы делаем, когда собравшись в храм для молитвы мечтаем о сторонних вещах. Приложив это к себе, скажете ли, что ничего, когда вспомните, что промечтали всю почти службу? - Совесть справедливо вас беспокоит. И не мешайте ей; пусть беспокоит. А положите лучше всячески - напрягать внимание, чтоб оно не отбегало от молитвы и службы.